Всемирный день прав потребителей 15 марта - пресс-релиз СПРФ

 

Второй год подряд Международная организация потребителей Consumer International, в которую входит и СПРФ, посвящает Всемирный день прав потребителей защите детей от junk food - «помойной», нездоровой пищи типа гамбургеров, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. Отличие этих продуктов от традиционных - в повышенном содержании жиров, углеводов, соли или сахара, что при систематическом потреблении чревато ожирением с его неизбежными последствиями для органов кровообращения, сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательного аппарата. Тем не менее, миллиарды долларов весьма эффективно тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой следует так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть и производства таких продуктов.

            Мировой экономический кризис заставляет посмотреть на ситуацию с нездоровой пищей как на модель всего нашего потребления. Избыточность необходимых для здоровой жизни компонентов питания подрывает здоровье. Избыточность необходимых для комфортной жизни товаров и услуг, на непрерывное обновление которых с детства ориентирует людей наше общество всеобщего потребления, подрывает не только нравы, но и благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились мудрости банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о последствиях, сколько о своих бонусах за привлечение заемщиков. Когда же много людей начинают жить не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным. Так начался нынешний мировой экономический кризис.

В России этот кризис не совсем такой, как в других развитых странах: общие для всех спад производства и безработица у нас сочетаются с беспрецедентным ростом потребительских цен, что снижает уровень жизни всего населения. Отчасти это плата за прежний необоснованно высокий курс рубля, но также и результат совсем недавних решений органов власти о резком повышении регулируемых государством тарифов. С начала 2009 года эти тарифы выросли в среднем не менее чем на четверть, тогда как индекс роста потребительских цен, предусмотренный в федеральном бюджете на весь год, почти в два раза ниже. Получается, что от рыночных цен государство ждет куда большей сдержанности, чем позволяет себе самому в ипостаси естественных монополий. СПРФ считает такую ситуацию нетерпимой и неоправданной и настаивает на общественной экспертизе расчетов регулируемых тарифов, для чего, прежде всего, эти расчеты должны обрести публичность.

            Кризис ломает привычный образ жизни и угрожает социальному статусу многих миллионов людей. Мы ожидаем, что государство найдет мудрые решения, чтобы смягчить его проявления и как можно скорее его преодолеть, и мы вправе этого требовать. Но и мы сами как потребители можем защищать себя от кризиса и противостоять ему. Для этого есть как минимум три возможности.

Первая - это соизмерять свои запросы со своими доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы. Семейной экономике стоило бы учить со школьной скамьи, но осваивать ее не поздно никогда.

Вторая - стремиться приобретать товары и услуги с лучшим соотношением качество/цена и не оплачивать, помимо самого товара, стоимость той рекламы, которая превратила этот товар в бренд. Основы товароведения также хорошо бы осваивать в школе.

Третья - искать возможности сокращения своих затрат на приобретение того, что нужно не только нам, но и другим так или иначе связанным с нами людям - соседям по дому, коллегам по работе, кругу друзей, членам одной церковной общины, общественного объединения, профессионального или досугового сообщества. Вместе - может стать дешевле за счет самоорганизации, установления прямых отношений с производителями таких товаров или услуг. В условиях кризиса особенно выгодно объединяться для регулярных совместных поездок на одном автомобиле, покупки товаров, цена которых зависит от приобретаемого количества, совместного празднования юбилеев и т.п. В перспективе эти простейшие формы кооперации могут превратиться в новые потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и кредитные союзы, ЖСК и т.п.

В качестве своего вклада в общенародное дело борьбы с кризисом СПРФ предлагает антикризисный кодекс сознательного потребителя и призывает органы власти к стимулированию, иной государственной поддержке и массовой пропаганде эффективных форм самоорганизации потребителей.

  Антикризисный кодекс сознательного потребителя

1. Не желай того, что не можешь себе позволить - живи по средствам.

2. Если желание купить что-то пришло к тебе прямо в магазине, не торопись его исполнить - погуляй, подумай о чем-то другом - может быть, расхочется.

3. Если все же решил купить что-то новое для себя, постарайся собрать информацию о его качестве в сравнении с близкими по цене альтернативами. Оценивай качество и цену до того, как оплатил покупку - после будет поздно.

4. Если ты не фанат рекламы, не плати за нее. Помни, что покупая широко рекламируемый товар, ты оплачиваешь и его рекламу.

5. Если продавец не твой друг или родственник, подумай, не можешь ли ты сэкономить на нем, покупая непосредственно у производителя - самостоятельно или в кооперации с известными тебе людьми, которым нужно то же, что и тебе.

6.. Если производители отечественных товаров потеряют работу, они не смогут купить то, что производишь ты сам. Дай им шанс - покупай отечественное.

7. Оглянись вокруг себя, нет ли рядом того, кому сейчас труднее, чем тебе. Ты можешь ему помочь. Как - решать тебе.

 


Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html