Главная / Пресс-центр / Пресс-релизы СПРФ / Архив пресс-релизов (2005-2019 гг) /

Пресс-релиз Союза потребителей России к Всемирному дню прав потребителей 15 марта

Пресс-релиз Союза потребителей России к Всемирному дню прав потребителей 15 марта

15 марта – Всемирный день прав потребителей. 15 марта – потому что в этот день 50 лет назад президент США Джон Кеннеди обратился к конгрессу с посланием, в котором впервые в истории сформулировал неотъемлемые права каждого человека как потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право представлять и защищать свои интересы.

            В России этот праздник отмечается с середины 1990-х гг. В 1998 г. президент Б.Н.Ельцин даже посвятил ему радиообращение, в котором говорил, в частности, о том, как замечательно защищают права потребителей их общественные организации. После этого на столь высоком уровне о правах потребителей в нашей стране не вспоминали до января 2012 года, когда их защите было посвящено заседание президиума Госсовета России, проведенное в Саранске президентом Д.А.Медведевым. По итогам заседания президент дал поручения правительству. Большинство поручений направлены на совершенствование законодательства - прежде всего, регулирующего три «болевые точки» российского потребительского рынка, проблемы которых более всего обсуждались на заседании: потребительское кредитование и взыскание просроченной задолженности, жилищно-коммунальные услуги, зарубежный туризм. Президент поручил также подготовить предложения по усилению государственного надзора при производстве пищевых продуктов и в общепите, повышению административной ответственности за нарушения прав потребителей, обеспечению просвещения потребителей в системе образования, государственной поддержке общественного движения в защиту прав потребителей. Верховному суду он предложил обобщить судебную практику по искам в защиту прав потребителей.

            По каждому из этих вопросов Союз потребителей России имеет свои предложения, отвечающие интересам десятков миллионов потребителей. Так, мы предлагаем законодательно ограничить плату заемщика за любой потребительский кредит, независимо от того, кто его выдал: банк, микрофинансовая организация или, например, «автоломбард» под притворный договор купли-продажи с отсроченным исполнением. Мы считаем также, что для людей, срочно нуждающихся в ссуде в связи с трудными жизненными обстоятельствами, должны быть созданы региональные государственные учреждения, ссужающие необходимые средства под справедливый процент. Если также для физических лиц будет законодательно ведена процедура банкротства, это не только избавит несостоятельных должников от полного краха, но и побудит ссудодателей более ответственно подходить к выдаче кредитов. Все эти меры резко сократят просроченную задолженность заемщиков-потребителей и, возможно, сделают ненужным участие коллекторов в ее взыскании. Но в любом случае должна быть законодательно запрещена уступка права требования долга лицам, не обремененным теми же обязательствами, что кредитор, в отношении соблюдения банковской тайны и неразглашения персональных данных заемщиков. В сфере жилищных и коммунальных услуг мы предлагаем на законодательной основе передать общественным организациям сбор и анализ претензий потребителей и представление их интересов перед управляющими компаниями, поставщиками коммунальных ресурсов и органами власти. В сфере туризма – перейти на электронные путевки, фиксируемые в государственной информационной системе, и индивидуально страховать исполнение каждого договора на турпродукт. Мы также за право надзорного органа проводить проверки (причем не только в пищепроме и общепите) без предварительного уведомления проверяемых в любое время их работы и без ограничения срока между проверками, если последняя проверка выявила существенные нарушения в работе предприятия или в его продукции. В порядке усиления административной ответственности мы предлагаем ввести в качестве ее меры дисквалификацию руководителей на длительные сроки. Мы за включение необходимых потребителю знаний и навыков в образовательные стандарты и учебные планы по большинству предметов школьной программы. Ну и, разумеется, мы за государственную поддержку – но не общественных объединений потребителей как таковых, а той работы по защите прав потребителей, которую они выполняют.

            Но, поддерживая все эти поручения президента и активно включаясь в процесс их реализации, мы стремимся донести до высших органов государственной власти и свое видение наиболее острых и актуальных проблем защиты прав потребителей, с которыми Союз потребителей РФ сталкивается в своей работе. Это незавершенность законодательного обеспечения, крайняя недостаточность государственного надзора за соблюдением прав потребителей, массовое неисполнение судебных решений в пользу потребителей, отсутствие системности в организации работы по защите прав потребителей.                       

Законодательство. За 2007 - 2010 гг. число обращений граждан в Союз потребителей РФ за правовой помощью увеличилось вдвое, превысив 400 тысяч. Прирост шел по большей части за счет услуг – туристских, финансовых, связи, транспорта, жилищных, коммунальных, образовательных, медицинских и др., где обычной практикой стало навязывание потребителям невыгодных им условий договоров, в которых подавляющее большинство потребителей просто не в состоянии разобраться. Эта практика основана на злоупотреблениях принципом свободы договора. Основную часть нарушений потребительских прав в этих сферах можно было бы предотвратить, если в интересах заведомо более слабой стороны таких отношений – потребителя законодательно установить существенные условия договоров и утвердить обязательные формы типовых договоров на каждую такую услугу. Тогда все условия индивидуального договора, противоречащие типовому, будут ничтожными, и многостраничные, набранные мелким шрифтом тексты предлагаемых сегодня договоров, в которых потребитель просто не в состоянии выделить несколько действительно важных для него условий, потеряют смысл. Для этого надо проделать огромную законотворческую работу, вершиной которой могло бы стать создание Потребительского кодекса Российской Федерации.       

            Государственный надзор. По данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей РФ, примерно 80 процентов  потребителей в среднем 3,5 раза в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Для страны это означает тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб в сотни миллиардов рублей.

Мы с пониманием относимся к установкам на ослабление административного давления на бизнес – ведь именно потребители в конечном счете оплачивают через цену все избыточные издержки предпринимателей, в том числе на взятки надзирающим чиновникам. Но если вместо более эффективной организации государственного надзора его попросту ликвидируют, потребитель остается брошенным на произвол недобросовестного предпринимателя, а добросовестный предприниматель обречен на уход с рынка или перерождение. К этому стоит добавить, что уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. В результате нарушения на рынке становятся нормой, это подтверждают официальные данные Роспотребнадзора: в 2008 г. его органами было проведено 177 тыс. проверок, выявивших 227 тыс. нарушений, в 2010 г. – 136 тыс. проверок, выявивших 213 тыс. нарушений. О том же говорят и результаты общественного контроля со стороны региональных организаций Союза потребителей РФ: в 2008 г. ими было проведено 10,9 тыс. проверок, выявивших 9,4 тыс. нарушений, в 2010 г. - 11,5 тыс. проверок, выявивших 21,9 тыс. нарушений. При этом надзорные права, потенциал и статус Роспотребнадзора совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. Считаем необходимым не только снять существующие сегодня законодательные ограничения прав федерального органа госнадзора на потребительском рынке в части количества и порядка осуществления проверок, но и увеличить штат его инспекторов и подчинить этот орган непосредственно председателю правительства.

Судебная защита. Потребители и их общественные объединения, как правило, выигрывают судебные иски, однако судебные решения в их пользу исполняются все хуже. Если еще в 2006 г. исполнялось примерно 85 процентов таких решений по нашим искам (Союз потребителей ежегодно ведет 2 – 3 тысячи таких исков), то в 2009 и 2010 гг. - немногим более половины, а в отдельных регионах (например, Татарстан, Омская область) – не более 10 – 15 процентов. Еще до принятия судом заранее очевидного решения немало ответчиков закрываются (и назавтра возрождаются там же под новой вывеской), либо заявляют о банкротстве, либо обнуляют счета. А у судебных приставов исполнение решений по потребительским искам не является отчетным показателем, в отличие от алиментных и зарплатных исков, так что занимаются ими «по остаточному принципу». В результате потребители фактически остаются без судебной защиты, чем грубо нарушаются конституционные права граждан.

Считаем необходимым ввести административную ответственность, включая дисквалификацию руководителей организаций-ответчиков, за уклонение от исполнения судебных решений по потребительским искам, а для случаев неоднократного уклонения, приводящего к особо крупному ущербу потребителям, ввести уголовную ответственность руководителей таких организаций. Должна быть и ответственность судебных приставов за неисполнение решений судов, которой сейчас нет. Следует также стремиться к кардинальному сокращению числа рассматриваемых судами исков за счет значительно более активной и эффективной работы по досудебному (по существу – внесудебному) урегулированию споров потребителей с предпринимателями, в том числе с помощью профессиональных посредников – медиаторов.

Системность организации работы. Прежде всего, не выстроена единая национальная система защиты прав потребителей, гармонично распределяющая функции и координирующая действия федеральных, региональных, муниципальных и общественных субъектов защиты. Полномочия региональных органов власти сформулированы в законе весьма неопределенно, без каких-либо обязательств с их стороны. Самые близкие к населению муниципальные органы по защите потребителей после ошибочной, на наш взгляд, отмены в 2004 г. законодательного основания фактически свернуты. Значительная часть из полумиллиона обращений потребителей, ежегодно рассматривавшихся этими органами, стала поступать в общественные организации, но они есть не везде и из бюджетов не финансируются, так что не в состоянии полноценно заменить местное самоуправление. Взаимодействие государства с общественными объединениями потребителей сейчас носит сугубо факультативный для органов власти характер и чаще всего просто отсутствует.

По опыту развитых стран, полноценная национальная система обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, надзор на рынке и судебную защиту (это государственные функции), правовую и экспертную поддержку потребителей, их просвещение и информирование (это общественные функции). Общественные функции выполняют не только потребительские организации, но и коммерческие компании (юридические, экспертные, издательские, образовательные). Но именно потребительские организации, представляя интересы потребителей, сотрудничают с органами власти в исполнении теми своих функций, а органы власти поддерживают, вплоть до прямого финансирования, их деятельность по выполнению общественных функций. Мы предлагаем сформировать по образцу, например, Германии государственный заказ на систематическое консультирование и иную правовую и экспертную помощь потребителям. И никаких конкурсов на такой госзаказ там нет, потому что организации, годами ведущие эту работу по своей инициативе и собственными силами, справедливо воспринимаются государством как заведомо лучший, а значит  единственный, исполнитель.

Без четкого разделения функций и координации системы нет и быть не может. Выстроить ее можно было бы в рамках федеральной целевой программы защиты прав потребителей. Решение о начале ее подготовки стало бы знаком поворота российской власти лицом к потребителю, и мы рассчитываем, что вновь избранный президент страны этот знак подаст.

 

 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html