Пресс-релиз СПРФ
27.10.2014
Сбалансированная акцизная политика будет способствовать снижению уровня алкоголизации в обществе
В России необходимо менять структуру потребления алкоголя в соответствии c рекомендациями Всемирной организации здравоохранения. К такому выводу пришли участники круглого стола «Проблемы совершенствования государственного регулирования и надзора в области производства и оборота пива в интересах российских потребителей», прошедшего 24 октября 2014 года в Москве.
Изменение структуры потребления подразумевает переход от «северного» типа потребления алкоголя к более мягкому, «южному» типу за счет уменьшения доли крепких напитков.
В пользу необходимости такого перехода как приоритетной цели, которая зафиксирована в Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, убедительно свидетельствует статистика смертей от так называемых случайных отравлений алкоголем в сопоставлении со структурой потребления алкоголя.
На форуме были представлены данные ведущих российских экспертов в области проблем алкогольной смертности и алкогольной политики.
Так, с 1984 по 1988 годы в СССР резко снизились продажа и потребление крепких спиртных напитков, тогда как потребление пива осталось практически неизменным. Это не замедлило сказаться на показателях смертности от отравлений алкоголем: у мужчин она снизилась в 2,5 раза, у женщин - в 2,8 раза (с 338,7 до 133,6 и 80,3 до 30,2 на 1 млн. соответственно).
К 1994 году на фоне быстрого роста потребления крепких напитков при стабильном потреблении пива эти показатели выросли более чем в 4,7 раза у мужчин и в 5,4 раза у женщин (631,6 и 161,7 на 1 млн. соответственно), значительно превысив уровень не только1986-го, но и 1984-го года.
В 1990-е и в 2000-е годы динамика смертности от отравлений алкоголем и потребления крепких напитков были практически синхронными: резкое снижение к 1998 году, новый рост до 2003 года и новое снижение с 2004 года вплоть до 2013 года.
«Можно уверенно утверждать, что снижение алкогольной смертности всегда происходило не просто на фоне замещения крепких напитков пивом и вином, а вследствие этого процесса», - говорится в итоговой резолюции круглого стола.
С пивом связаны существенно меньшие, чем с крепкими напитками, риски не только для здоровья потребителей алкоголя, но и для доходов государства. В России, да и нигде в мире на рынке нет фальсифицированного пива и его нелегального производства, чего нельзя сказать о крепких напитках. Ни подделывать пиво, ни подпольно его производить не имеет смысла - это экономически не выгодно, так как требует значительных затрат времени, наличия сырья (солод/зерно, хмель, дрожжи), требующего особых условий хранения и переработки, дорогостоящего оборудования и складских помещений.
Однако перспективы более масштабного замещения крепкого алкоголя пивом существенно зависят от уровня акцизов, доли нелегального оборота, административных ограничений продаж требований технического законодательства. Пока грамм этилового спирта в водке стоит в два раза дешевле, чем в пиве, и приобрести пиво можно только там же, где продается водка, а не в маленьком магазинчике или киоске возле дома, трудно ожидать существенной переориентации потребительского спроса.
В связи с этим, как говорится в итоговой резолюции круглого стола, его участники рекомендуют высшим органам законодательной и исполнительной власти России:
- исходить из приоритетности задачи изменения структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции, сформулированной в «Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»;
- обеспечить неотвратимость выявления недобросовестных производителей алкогольной продукции и применения к ним всех предусмотренных законом мер воздействия, в том числе для пресечения выпуска слабоалкогольной продукции с использованием спирта под видом пивоваренной;
- не ограничивать объем пластиковой тары (ПЭТ), безопасной, удобной и экономически выгодной потребителям;
- усилить конкуренцию в сфере розничной торговли пивом путем ее открытия для малого бизнеса и повышения доступности пива для потребителей.
В круглом столе приняли участие представители общественных объединений потребителей из 42 регионов России, Общественной палаты РФ и федеральных органов исполнительной власти.
|