Надежда Головкова: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ И ПОБЕД

Есть какая-то ирония истории в том, что движение в защиту прав потребителей зародилось в самое неподходящее время - время тотального дефицита, или, как его называли острословы, «эпоха расцвета застоя». Потреблять-то было практически  нечего: за любым товаром  выстраивались длиннющие очереди. Может быть поэтому и само понятие «потребитель» в нашей стране  носило отчетливый негативный оттенок.

Но людей всегда интересовала жизнь «загнивающего» капитализма с его «потребительской» психологией. Конечно, подобная информация в прессе подавалась весьма дозировано и скупо. А то и в результате чьего-нибудь недогляда. Наверное, именно так в 1986 году в одном из номеров «Недели» появилась статья о том, как в Америке адвокат Ральф Найдер выиграл судебный процесс у такой мощной транснациональной автомобильной компании, как Дженерал Моторс. В одной из моделей автомобиля был обнаружен конструктивный недостаток, делавший машину опасной в эксплуатации. Суд длился три года, и по его решению опасную модель не просто сняли с производства, а еще и отозвали от потребителей все купленные автомобили. На гонорар, полученный от процесса, Найдер открыл сеть адвокатских бюро по всей Америке для судебной защиты потребителей.

Мне довелось готовить эту статью к публикации. Условия для выхода в свет подобной истории было жесткое: внимательное отношение к человеку в стране «желтого дьявола» должно быть уравновешено еще более впечатляющей заботой партии и правительства о безопасности человека в нашей стране. Однако, как мы ни искали, ничего похожего в нашей действительности не нашлось. Напечатали как есть и стали ждать разноса. Реакция не заставила себя ждать: главного редактора вызвали в ЦК, «на ковер». Каково же было наше - всей редакции! - удивление, когда его не только не наказали, но наоборот велели развивать тему.

Так мы узнали о начале новой эры - горбачевском «человеческом факторе». В «Неделе» появилась рубрика «Клуб покупателей», сразу ставшая популярной. Это были лишь первые шаги так называемой перестройки. Правда, сначала к нам шли жалобы на то, как кто-то, минуя очередь, приобрел дефицит с «черного крыльца». Мы советовали на страницах газеты, как действовать в таких случаях, призывали объединяться, отстаивая свои интересы. В редакцию пришел молодой юрист, предложивший на общественных началах консультировать граждан по телефону. Это был Евгений Алехин, который потом возглавил юридическую службу Московского союза потребителей.

Однако, лавры американского адвоката не давали покоя нам, журналистам. Мы стали искать прецедент, чтобы показать: и у нас есть закон, защищающий  права покупателя -  назывался он «Основы гражданского законодательства Российской Федерации». Там было прописано, на что покупатель имеет право в случае приобретения некачественного товара: на обмен, на возврат денег, на ремонт. Это была хорошая норма, однако она не работала. В случае возникновения претензий  магазин руководствовался вовсе не законом, а так называемыми Правилами торговли, в которых все права  сводились к тому, что обладателю некачественного товара предлагали  бесплатный ремонт. Точнее -  5 простых или 2 сложных. И только после этого, если не помогло, меняли товар на качественный. Вот почему наши соотечественники, пострадавшие из-за некачественной покупки, не хотели  идти в суд и «ввязываться в бой» за справедливость - потому что подзаконный акт главенствовал над законом!

И все-таки нам удалось найти энтузиаста, согласившегося на эксперимент - заставить суд признать норму Закона  выше  Правил торговли. Это был инженер из Новосибирска, уставший ремонтировать автомагнитолу «Вега». На показательный судебный процесс «Неделя» пригласила известного адвоката Николая Алексеевича Гагарина, который представлял интересы новосибирского инженера в суде.

Перипетии дела, тянувшегося несколько месяцев, освещались в газете. Иск был выигран, пострадавшему вернули деньги, а заводу-изготовителю было предписано изменить конструкцию магнитолы. Таким образом, суд впервые поставил Закон выше ведомственных интересов и правил.

Эту практику защиты пострадавших покупателей тут же подхватили журналисты других изданий - городских, областных, республиканских. Газета «Советская торговля» стала выпускать приложение, выросшее в первую самостоятельную газету по защите прав потребителей «Честное слово» - под руководством Михаила Полячека.

Словом, «процесс пошел»... Но его надо было узаконить. Общими усилиями «Известий», «Недели» и «Советской торговли» мы добились созыва Пленума Верховного Суда СССР, который обязал судей при рассмотрении потребительских исков, руководствоваться нормами закона, а не  правилами и инструкциями, какими бы авторитетными не были ведомства, их разработавшие.

«Клуб покупателей Недели», который мне довелось  вести с 1986 по 1989 год,  стал по сути прообразом всех будущих общественных организаций в СССР и в России, своеобразным центром притяжения, сплочения людей, увидевших в защите прав потребителей росток гражданского общества. «Неделя» сделалась трибуной для идеологов будущего потребительского движения - Петра Шелища, Анатолия Собчака,  Леонида Бочина, Александра Аузана,  академиков Станислава Шаталина и Николая Петракова.

Весной 1988 года «Известия», «Неделя» и «Советская торговля» созвали совещание региональных журналистов, писавших на «потребительскую» тему. Съехались энтузиасты со всей страны и решили: надо объединять людей, которые хотят защищать не только себя, но и других.

В этом же году были официально зарегистрированы  первые общественные организации по защите прав потребителей: в ноябре 1988 года - в Ленинграде, в декабре - Москве. А потом пошло по городам, начиная со столиц союзных республик, и дальше до глубинок. К моменту распада Советского Союза это была уже крепкая сеть дружественных организаций, поддерживаемая не только общностью интересов, но и созданным в недрах этого движения законом - Законом «О защите прав потребителей».

О нашем юном потребительском движении очень быстро узнали в мире.  В Москву приезжали и знаменитый американский адвокат потребителей Ральф Найдер, и основатель потребительских объединений США Рода Карпаткин, а еще директор Института потребительских исследований Нидерландов Дик Вестендорп, лидер польских потребителей Малгожата Непокульчицка,  директор западногерманского института «Штифтунгварентест» Ролланд Хюттенраух, один из зачинателей потребительского движения Великобритании Джон Торвелл.  Так  что нам было на кого опереться, с кого брать пример.

Московский Союз потребителей согласился возглавить  академик Станислав Сергеевич Шаталин, с энтузиазмом поддержавший нарождающееся движение потребителей в защиту своих прав. Конечно же, мы понимали, что  деятельно участвовать в повседневной работе общественной организации он не сможет. В то время Станислав Сергеевич руководил созданной им же кафедрой экономической кибернетики на экономическом факультете МГУ, был членом Государственной комиссии по экономической реформе, возглавлял рабочую группу по разработке программы перехода к рыночной экономике - программы «500 дней». Так что обременять его участием в становлении служб организации,  в регламентации различных направлений деятельности, в материальном обустройстве мы не собирались. Но само его имя позволило Московскому союзу потребителей не просто встать на ноги, а  показать себя как  составную часть прогрессивных тенденций, выстраивавшихся в те очень непростые годы, которые мы теперь уже с долей иронии называем «перестройкой».

А реально руководил возникшей организацией Леонид Бочин -  социолог, экономист, один из тех людей, которые через средства массовой информации старались привить обществу само понятие «потребитель» без привычного негативного шлейфа. Ему Московский союз потребителей обязан своей материализацией из прекрасной  идеи в работающую, четко выстроенную структуру. Надо сказать, что и позднее, когда его позвали  осваивать новую для России сферу - антимонопольный орган, который он возглавлял  на протяжении многих лет, именно благодаря ему  защита прав потребителей была для антимонопольщиков  приоритетным направлением, что сказалось на развитии и поддержке  обществ потребителей по всей России.

Двадцать лет  - для общественной организации возраст совсем не юный. За это время изменилась страна, изменилась вся наша жизнь,  конечно же, изменялись и задачи, которые мы ставили перед собой.

В 91-92 годах москвичи нуждались в легализации, упорядочении «черных» очередей за дефицитными товарами (а дефицитом - вспомните! - было практически все...), и нам пришлось взять на себя  контроль за списками покупателей.  Сейчас даже не хочется вспоминать, что все мы простаивали часами  буквально за всем - телевизорами, холодильниками, стиральными машинами, мебелью, детскими колготками, посудой, сахаром... Номера писали на ладошке, устраивали переклички, ночами дежурили у стен магазинов. И наблюдали, как какие-то личности «отовариваются» с черного хода. Те, кто добросовестно выстаивал свое, решили навести порядок и обратились за помощью к нам - общественной организации, так как «руководящим органам» не доверяли.  Люди создавали инициативные группы, писали списки очередников в трех экземплярах, один из которых оставляли у себя, другой несли в райисполком, а третий   к нам в независимую организацию, которая не заинтересована поддерживать ни одну, ни другую сторону. Если возникало сомнение, что покупатель «левый», извлекались все три экземпляра и сверялись. Надо сказать, что сверку приходилось проводить довольно часто, так как конфликты возникали то и дело. Вот таким своеобразным корпусом быстрого реагирования был и Московский союз потребителей, и другие региональные общества.

Тогда мы боялись только одного - нас поглотит этот вал. И прорывом в иную реальность для Московского союза потребителей стали два  негромких, но очень важных дела.  Первое: мы заставили местные власти переделать лестницу на переходе к метро «Площадь Ногина» (ныне «Китай-город»), на которой постоянно падали люди. Пришлось привлечь специалистов, чтобы доказать, что ступени поставлены с нарушением строительных норм и правил. Второе: удалось не только компенсировать убытки потребителя, но и отозвать из торговли автосигнализацию, из-за которой произошло возгорание автомобиля.   И там, и там понадобилась слаженная работа как экспертов, так и юристов. Что и определило направление развития общества потребителей: мы стали укреплять юридическую службу и создавать экспертную.

Выбор оказался верен. Дефицит, наконец, закончился, в магазинах появились в изобилии товары, и когда  людям понадобилась помощь квалифицированных специалистов, мы были к этому готовы. Сегодня в Московском обществе защиты потребителей работают 7 юристов, а также  16 экспертов по самым разным направлениям - от товароведческих по качеству обуви, мехов, мебели, автомобилей, бытовой техники до составления смет на восстановительный ремонт квартир после залива, или по составлению дефектной ведомости по качеству строительства квартир и коттеджей.

Сейчас в Московское общество защиты потребителей за год обращаются  около 30 тысяч человек. Кому-то достаточно бывает телефонной консультации, чтобы решить свою проблему, для кого-то экспертное заключение становится главным доводом в споре, а с кем-то приходится идти в суд. В прошлом году  нам удалось только по решению судов вернуть   потребителям 23480 тысяч рублей. Мы смогли подсчитать сумму лишь по тем процессам, в которых участвовали наши юристы. Но чаще всего люди решают свои проблемы самостоятельно, руководствуясь лишь минимальной помощью наших консультантов. И то, что более  95 % всех конфликтов в потребительской сфере сейчас решаются в досудебном порядке,  говорит о главном: просветительская функция обществ потребителей России и Московского общества защиты потребителей в частности - продолжает оставаться актуальной.

Надежда Головкова,
Председатель Правления Московского общества защиты потребителей с 1992 года.

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html