Главная / Пресс-центр / Издания СПРФ / Вестник / Вестник Союза потребителей №6 /

Общественное потребительское движение

Материал к докладу Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2008 году.
Материал (в сокращенном виде) вошел в качестве раздела в доклад Общественной палаты РФ.

Состояние общественного потребительского движения в России в первую очередь характеризуется динамикой количества организаций, созданных с целью представления и защиты прав потребителей, охватом ими регионов и поселений, числом их членов, По данным органов госрегистрации, на 17 октября 2008 г. в России было зарегистрировано 553 общественных объединения, уставы которых предусматривают защиту прав потребителей. Они действуют в абсолютном большинстве регионов страны.

Примерно четверть из них входит в Союз потребителей России (СПРФ): 107 — напрямую и около 30 местных обществ через объединяющие их межрегиональные и региональные ассоциации. Региональные организации, входящие в состав СПРФ, объединяют 32 тысячи членов, что сопоставимо с теми европейскими странами, где фиксированное членство в общественных организациях оформляется специальной процедурой.

По информации Роспотребнадзора и СПРФ, существуют еще несколько десятков реально работающих потребительских организаций, не входящих в СПРФ. Остальные организации либо занимаются другой уставной деятельностью, либо фактически прекратили существование, либо работают на грани (а то и за гранью) закона. Эффективные новые потребительские организации появляются редко, развитие многих действующих организаций остановилось.

В странах, имеющих более длинную, чем в России, историю общественной защиты потребителей в качестве индикаторов влияния потребительских организаций используют также тиражи издаваемых ими журналов и число обратившихся к ним за помощью потребителей.

Суммарный тираж всех печатных потребительских изданий в России сейчас едва превышает 20 тыс. экз., то есть в сотни раз меньше, чем в США, в десятки — чем в ведущих европейских странах.

В определенной степени это компенсируется информацией, размещаемой на специализированных потребительских Интернет-сайтах. Таких сайтов в России сейчас действует более 30. В 2008 году число посещений Интернет-портала СПРФ, где можно, не выходя из дома, бесплатно получить необходимую потребительскую информацию или «живую» консультацию, превысит 500 тысяч.

Наконец, по последнему индикатору — числу обращений за помощью в потребительские организации — российское потребительское движение превосходит показатели европейских организаций (Союз потребителей США такую работу не ведет). Так, в 2008 году, по оценке, число обращений в СПРФ и его региональные организации за помощью превысит 260 тысяч.

В России существенным показателем роли гражданского общества является и участие гражданских организаций в различных общественных советах при органах власти. Потребительские объединения широко представлены в консультативных советах, созданных при Роспотребнадзоре и его территориальных органах, ФАС России и ее территориальных управлениях.

Представители СПРФ входят также в состав Общественной палаты РФ, общественных советов при Минпромторге и при Ростехрегулирования. Ряд руководителей региональных потребительских организаций избраны депутатами органов местного самоуправления, членами региональных общественных палат, а в состав Совета СПРФ входят 2 депутата Государственной Думы. Все это помогает доводить до властей позицию потребительского движения, участвовать в подготовке решений, затрагивающих интересы потребителей.

Важнейшими индикаторами влияния гражданского общества на сознание и поведение потребителей являются характеристики динамики показателей знания ими своих прав и методов защиты, готовности к действиям по защите своих нарушенных прав, выбора способов их защиты (самостоятельно или через различных агентов), результативности этих действий. Ниже графически представлен ряд таких индикаторов правосознания и поведения потребителей, чьи права нарушались, по результатам опросов, проводимых СПРФ.

По данным упомянутых ежегодных опросов, за последние 13 лет доля тех, кто ничего не знает о своих потребительских правах, уменьшилась вдвое — с 50 до 24 процентов. С 34 до 62 процентов выросла доля граждан, пытающихся восстановить свои нарушенные потребительские права. Повысилась и результативность защиты прав потребителей: на 11 процентов больше стало тех, кому это удалось. Всего же добившихся успеха или движущихся к нему, по данным последнего опроса, оказалось 83 процента от числа тех, кто решился защищать свои нарушенные права.

В абсолютном большинстве случаев (от 68 до 72%) пострадавшие обращались непосредственно к виновникам нарушений их прав. При этом по 56 процентам таких обращений потребителям удавалось добиться положительного результата без обращения в суд или другие инстанции. В остальных случаях для них начинались «хождения по мукам» — обращения в органы власти, общественные объединения потребителей, суды, СМИ.

Доля граждан, обратившихся за помощью в общества потребителей, по сравнению с 1995 годом выросла в 1,5 раза и сейчас она почти в 2 раза превышает количество обращений в госорганы. Эта тенденция связана и с реформами в системе органов власти, снизившими их потенциал в сфере защиты прав потребителей, и с заметным ростом авторитета потребительских организаций, который подкрепляется более высокой эффективностью их работы. Так, по данным последнего опроса, при обращениях граждан в общественные объединения потребителей отрицательный результат был получен менее чем в четырех процентах случаев. И все же, несмотря на заметные позитивные сдвиги в вопросах защиты потребительских прав, каждый третий потребитель даже не пытается защититься. Из них каждый шестой объясняет это плохим знанием своих прав, каждый десятый — тем, что не знает, куда следует обращаться, каждый третий неверием в успех, а почти половина считает, что это слишком хлопотное дело.

К сожалению, в последние годы рост позитивных показателей состояния потребительского движения существенно замедлился. Как показал проведенный СПРФ в октябре 2008 года опрос активистов потребительского движения5, 58 процентов из них полагают, что потребительское движение в России находится в стадии развития, 23 процента считают, что оно пребывает в стагнации, а 9 процентов — что оно деградирует. Только 11 процентов опрошенных считают финансовое положение своей организации нормальным, позволяющим работать на полную мощность. При этом почти половина из числа опрошенных отмечают давление на них со стороны бизнеса, по одной трети — давление со стороны правоохранительных органов и местных властей. Заметно тормозит развитие потребительского движения и негативно влияет на общественное отношение к нему распространение «псевдопотребительских» организаций, вымогающих у предпринимателей деньги под угрозой передачи сведений о нарушениях с их стороны в надзорные органы либо навязывающих потребителям свои услуги по реализации более затратных способов защиты нарушенных прав, чем это необходимо.

Основными источниками финансирования участники опроса назвали доходы от юридической практики и отчисления от назначаемых судами в соответствии с п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей» штрафов (по 68 % ответов) и экспертную деятельность (40 %). По их мнению, самыми правильными источниками доходов, наряду с вышеупомянутыми, являются также участие в выполнении целевых программ по защите прав потребителей и гранты.

Эффективную защиту прав потребителей гражданами и общественными потребительскими организациями затрудняет такая судебная практика, когда решения принимаются не по нормам закона, а по «понятиям» в зависимости от того, кто выступает ответчиком в суде. Нередко суды произвольно снижают установленные законом размеры штрафов и пени. Тяжело идет процесс исполнения уже принятых судебных решений. «Дырки» в законодательстве позволяют уходить от ответственности недобросовестным предпринимателям, используя прием смены юридического лица. Не регулируется независимая экспертная деятельность.

У потребительских объединений есть претензии и к организации конкурсов на получение грантов Президента на развитие гражданского общества. По мнению многих участников конкурса, принципы и критерии, по которым подводятся его итоги, абсолютно не прозрачны и не понятны широким массам. Например, в последнем конкурсе из тридцати заявок, поданных общественными объединениями потребителей, было удовлетворено шесть. Пять из них принадлежат организациям, входящим в состав СПРФ, однако мнение СПРФ перед принятием решения не запрашивалось. Двум общероссийским общественным организациям (СПРФ и Обществу защиты прав потребителей образовательных услуг) на проекты общероссийского масштаба было выделено финансирование в таком же или даже меньшем объеме, чем двум городским организациям из одного города на местные программы. Обоснованная расчетами заявка СПРФ на развитие общероссийской некоммерческой сети консультационных центров и пунктов для потребителей была урезана в 7 раз. В прошлом году из двух заявок, поданных СПРФ, была удовлетворена одна, причем также в объеме, урезанном более чем в 6 раз. В результате реализация проекта, имеющего решающее значение и для качественного повышения доступности правовой помощи потребителям всей страны, и для будущего общественного потребительского движения в России, неоправданно затягивается.

Между тем, перспективы развития потребительского движения опрошенные в первую очередь связывают с финансовой и иной поддержкой со стороны органов власти (69 %), а также с его профессионализацией (67 %).

По их мнению, потребительские организации в первую очередь должны заниматься консультированием потребителей (так считают 87% ответивших), правовой поддержкой потребителей в досудебном и судебном разрешении споров (82%), их массовым правовым просвещением через СМИ (82%), независимой экспертизой качества товаров и услуг по заказам потребителей (64%) и представительством интересов потребителей перед органами власти. По общему мнению активистов потребительского движения, государство должно обеспечить постоянное бюджетное финансирование деятельности всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей, в том числе и общественных объединений потребителей.

Наиболее эффективным механизмом такой защиты должны стать региональные и местные целевые программы, включающие приоритетные направления защиты прав потребителей, а также предусматривающие развитие взаимодействия потребительских организаций с бизнессообществом и органами власти. Примеры удачного опыта реализации целевой программы по защите прав потребителей имеются в Ростовской области, Санкт-Петербурге, Астрахани

В числе главных задач российского потребительского движения на обозримую перспективу — завершение формирования инфраструктуры общественной правовой поддержки потребителей в виде сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах) при государственной финансовой поддержке, развитие потребительского просвещения, прежде всего в системе образования, создание национального центра потребительской экспертизы с перспективой издания на его базе массового журнала для потребителей. Помимо основной цели решение этих задач поможет гражданам более рационально организовать свое потребление, что особенно важно в условиях экономического кризиса.

Все перечисленные задачи должны составить ядро федеральной целевой программы по защите прав потребителей, необходимость разработки и принятия которой вполне назрела. Участие в региональных, местных и федеральной программе по защите прав потребителей позволит в полной мере использовать потенциал общественных объединений потребителей, обеспечить подлинно партнерское взаимодействие гражданских институтов общественного потребительского движения с властью и бизнесом в сфере защиты законных прав и интересов потребителей.

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
08.12.2017, 17:39
LEYLAB09 →  Гарантия плюс в Евросети.
всем привет. 10.10.2017 сдала планшет Lenovo о гарантии плюс в Евросети. Сегодня 8.12.2017 пошла узнавать отремонтировали ли его. Продавец после разговора о телефону сказала, что сервисный центр ждет деталь и нужно ждать еще до 19.12.2017 потому что у ...
07.12.2017, 13:11
buygold5k →  Распродажа бонус кодов World of Tanks!
5 000 золота - 100 рублей ( В наличии 12 шт. )
По поводу покупки писать в telegram @buygold5k
07.12.2017, 13:11
buygold5k →  Распродажа бонус кодов World of Tanks!
5 000 золота - 100 рублей ( В наличии 12 шт. )
По поводу покупки писать в telegram @buygold5k
07.12.2017, 12:50
Ольга874 →  Продали подряд 3 бракованных телефона
Здравствуйте, купили телефон в рассрочку. Через несколько дней сдаю его, так как не держит зарядку. Экспертиза признала его дефектным и мне выдали замену и снова с такой же проблемой. Сдали и его и тоже признан дефектным. Взяли третий и снова брак. По...
06.12.2017, 14:51
kilnar →  Компенсация затрат на курьера при обмене товара, купленного в интернет-магазине
Добрый день! Ситуация такая: купил детские ботинки в интернет-магазине KIDFOOT.RU, выбрал доставку курьером (из Москвы в Нижний Новгород). Пришли ботинки, классные, претензий к ним нет в принципе, но размер не подошел. Администрация магазина говорит, м...