Второй год подряд Consumer International посвящает Всемирный день прав потребителей 15 марта защите детей от junk food — «помойной», нездоровой пищи типа биг-маков, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. Отличие этих продуктов от традиционных — в повышенном содержании жиров, углеводов, соли или сахара, что при систематическом потреблении чревато сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательного аппарата, ожирением с его неизбежными последствиями для органов кровообращения. Тем не менее, миллиарды долларов тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой придется так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть и производства таких продуктов.

Мировой экономический кризис заставляет посмотреть на ситуацию с нездоровой пищей как на модель всего нашего общества потребления. Избыточность необходимых для здоровой жизни компонентов питания подрывает здоровье. Избыточность необходимых для комфортной жизни предметов потребления — одежды, мебели, бытовой техники, транспортных средств, жилища — подрывает благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились мудрости банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о следующих годах, сколько о своих бонусах за привлечение заемщиков в конце года текущего. А когда много людей начинают жить не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным.

Кризис ломает привычный образ жизни и угрожает социальному статусу многих миллионов людей. Мы ожидаем, что органы государственной власти найдут мудрые решения, чтобы смягчить его проявления и как можно скорее его преодолеть, и мы вправе этого требовать. Но, может быть, и мы сами как потребители можем как-то защищать себя от кризиса и противостоять ему? Уверен — можем, и даже сразу по трем направлениям.

Первое — это соизмерять свои запросы со своими доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы. Семейной экономике стоило бы учить со школьной скамьи, но осваивать ее не поздно никогда.

Второе — стремиться приобретать товары и услуги с лучшим соотношением качество/ цена и не оплачивать, помимо самого товара, стоимость той рекламы, которая превратила этот товар в бренд. Основы товароведения также хорошо бы осваивать в школе.

Третье — искать возможности сокращения своих затрат на получение того, что нужно многим так или иначе связанным с вами людям — соседям по дому, коллегам по работе, членам одной церковной общины или профессионального общества, за счет установления прямых отношений с производителями таких товаров или услуг. В условиях кризиса должны стать востребованными такие формы самоорганизации граждан как потребительские кооперативы, кредитные союзы, ЖСК и т.п. Для скорейшего выхода из кризиса важно также, чтобы потребитель понимал: отдавая предпочтение отечественному продукту, он обеспечивает зарплатой своих сограждан, которые на эти деньги могут приобрести товары, произведенные им самим. И помнил, что в его силах хоть немного помочь тем, кто лишен самого необходимого.

Конечно, сегодня все это достаточно далеко от повседневной практики потребительского движения и вряд ли подъемно для действующих организаций. Но будировать общественное мнение и ставить вопросы органам власти в интересах потребителей — тоже важная задача для нас с вами. Так что хочу пожелать всем участникам потребительского движения, не ослабляя внимания к непосредственной правозащитной работе, стимулировать и поддерживать любые попытки антикризисной самоорганизации потребителей.

Петр Шелищ, председатель СПРФ

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html