Второй год подряд Consumer International посвящает Всемирный день прав потребителей 15 марта защите детей от junk food — «помойной», нездоровой пищи типа биг-маков, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. Отличие этих продуктов от традиционных — в повышенном содержании жиров, углеводов, соли или сахара, что при систематическом потреблении чревато сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательного аппарата, ожирением с его неизбежными последствиями для органов кровообращения. Тем не менее, миллиарды долларов тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой придется так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть и производства таких продуктов.

Мировой экономический кризис заставляет посмотреть на ситуацию с нездоровой пищей как на модель всего нашего общества потребления. Избыточность необходимых для здоровой жизни компонентов питания подрывает здоровье. Избыточность необходимых для комфортной жизни предметов потребления — одежды, мебели, бытовой техники, транспортных средств, жилища — подрывает благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились мудрости банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о следующих годах, сколько о своих бонусах за привлечение заемщиков в конце года текущего. А когда много людей начинают жить не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным.

Кризис ломает привычный образ жизни и угрожает социальному статусу многих миллионов людей. Мы ожидаем, что органы государственной власти найдут мудрые решения, чтобы смягчить его проявления и как можно скорее его преодолеть, и мы вправе этого требовать. Но, может быть, и мы сами как потребители можем как-то защищать себя от кризиса и противостоять ему? Уверен — можем, и даже сразу по трем направлениям.

Первое — это соизмерять свои запросы со своими доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы. Семейной экономике стоило бы учить со школьной скамьи, но осваивать ее не поздно никогда.

Второе — стремиться приобретать товары и услуги с лучшим соотношением качество/ цена и не оплачивать, помимо самого товара, стоимость той рекламы, которая превратила этот товар в бренд. Основы товароведения также хорошо бы осваивать в школе.

Третье — искать возможности сокращения своих затрат на получение того, что нужно многим так или иначе связанным с вами людям — соседям по дому, коллегам по работе, членам одной церковной общины или профессионального общества, за счет установления прямых отношений с производителями таких товаров или услуг. В условиях кризиса должны стать востребованными такие формы самоорганизации граждан как потребительские кооперативы, кредитные союзы, ЖСК и т.п. Для скорейшего выхода из кризиса важно также, чтобы потребитель понимал: отдавая предпочтение отечественному продукту, он обеспечивает зарплатой своих сограждан, которые на эти деньги могут приобрести товары, произведенные им самим. И помнил, что в его силах хоть немного помочь тем, кто лишен самого необходимого.

Конечно, сегодня все это достаточно далеко от повседневной практики потребительского движения и вряд ли подъемно для действующих организаций. Но будировать общественное мнение и ставить вопросы органам власти в интересах потребителей — тоже важная задача для нас с вами. Так что хочу пожелать всем участникам потребительского движения, не ослабляя внимания к непосредственной правозащитной работе, стимулировать и поддерживать любые попытки антикризисной самоорганизации потребителей.

Петр Шелищ, председатель СПРФ

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
30.07.2018, 09:11
Ermalnik →  Починка обуви
Приветствую, обращаюсь по такому вот вопросу: у меня буквально на днях на кроссовках разошлись два шва после того, как я неудачно зацепилась за что-то, теперь нужно срочно исправлять эту проблему. Отдавать в ремонт не хочу, думаю и сама справлюсь, глав...
22.07.2018, 16:42
MakSimBorisov →  Подарок на день Св.Валентина
Что-то необычное можно найти в магазине ebay. Доставка из США https://pds.delivery/markets/ebay-delivery/ не очень дорогая, многие товарі там выгодно заказывать, я так компьютер купил.
26.06.2018, 10:48
Николай Иванович →  Непосредственное управление после 1 мая 2015г.
Минимальный перечень услуг N 290 установленный правительством для обслуживающей организации обязателен к выполнению или только то, что прописано в договоре ?
17.06.2018, 22:40
Ermalnik →  строительство дачного дома
А вот еще вопрос, я вот купил себе дождеприемник https://331.com.ua/dozhdepriemniki-i-reshetki вот такой вопрос, устанавливать его надо до ремонта или уже в конечной стадии? Я начал строительство и ремонт дома, но вот ставить сейчас надо или все же позже?
17.03.2018, 22:25
Ermalnik →  Отказали в гарантийном ремонте Land Rover Diskavery 4
Полезные вещи, нужно будет по запоминать. А то покупки разные бывают часто, может не такие большие как у вас, но всё же. Всякие запчасти, аксессуары и прочее. Хочется знать свои права и понимать на что рассчитывать в подобных ситуациях.
Хотя последняя...