Второй год подряд Consumer International посвящает Всемирный день прав потребителей 15 марта защите детей от junk food — «помойной», нездоровой пищи типа биг-маков, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. Отличие этих продуктов от традиционных — в повышенном содержании жиров, углеводов, соли или сахара, что при систематическом потреблении чревато сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательного аппарата, ожирением с его неизбежными последствиями для органов кровообращения. Тем не менее, миллиарды долларов тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой придется так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть и производства таких продуктов.
Мировой экономический кризис заставляет посмотреть на ситуацию с нездоровой пищей как на модель всего нашего общества потребления. Избыточность необходимых для здоровой жизни компонентов питания подрывает здоровье. Избыточность необходимых для комфортной жизни предметов потребления — одежды, мебели, бытовой техники, транспортных средств, жилища — подрывает благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились мудрости банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о следующих годах, сколько о своих бонусах за привлечение заемщиков в конце года текущего. А когда много людей начинают жить не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным.
Кризис ломает привычный образ жизни и угрожает социальному статусу многих миллионов людей. Мы ожидаем, что органы государственной власти найдут мудрые решения, чтобы смягчить его проявления и как можно скорее его преодолеть, и мы вправе этого требовать. Но, может быть, и мы сами как потребители можем как-то защищать себя от кризиса и противостоять ему? Уверен — можем, и даже сразу по трем направлениям.
Первое — это соизмерять свои запросы со своими доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы. Семейной экономике стоило бы учить со школьной скамьи, но осваивать ее не поздно никогда.
Второе — стремиться приобретать товары и услуги с лучшим соотношением качество/ цена и не оплачивать, помимо самого товара, стоимость той рекламы, которая превратила этот товар в бренд. Основы товароведения также хорошо бы осваивать в школе.
Третье — искать возможности сокращения своих затрат на получение того, что нужно многим так или иначе связанным с вами людям — соседям по дому, коллегам по работе, членам одной церковной общины или профессионального общества, за счет установления прямых отношений с производителями таких товаров или услуг. В условиях кризиса должны стать востребованными такие формы самоорганизации граждан как потребительские кооперативы, кредитные союзы, ЖСК и т.п. Для скорейшего выхода из кризиса важно также, чтобы потребитель понимал: отдавая предпочтение отечественному продукту, он обеспечивает зарплатой своих сограждан, которые на эти деньги могут приобрести товары, произведенные им самим. И помнил, что в его силах хоть немного помочь тем, кто лишен самого необходимого.
Конечно, сегодня все это достаточно далеко от повседневной практики потребительского движения и вряд ли подъемно для действующих организаций. Но будировать общественное мнение и ставить вопросы органам власти в интересах потребителей — тоже важная задача для нас с вами. Так что хочу пожелать всем участникам потребительского движения, не ослабляя внимания к непосредственной правозащитной работе, стимулировать и поддерживать любые попытки антикризисной самоорганизации потребителей.
Петр Шелищ, председатель СПРФ
| Пресс-центр | | |
Петр Шелищ отвечает потребителям | | |

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль». «Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей,
помогать в разрешении гражданских споров. Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты. Смотреть передачу Последние новости | | |
 | | |
02.01.2019, 22:01 Карел1 →
Новогодние подарки детям!Должен ли работодатель выдать подарок на ребенка на Новый Год, ребенок родился 01.11. Сказали что не будет т.к. ребенок маленький. Фирма - Пятерочка! 01.01.2019, 11:08 Андрей74 →
Новый дом - новая УКДень добрый :D .Я участник долевого строительства,акт приёма квартиры подписал,далее у застройщика были какие то проблемы,"город" какое то время не брал дом,но сказали подавать документы на получения "Права собственности" (сейчас выписка из реестра).Уж... 27.09.2018, 10:55 Александр Георгиевич →
Безучётное потребление электроэнергииРасчет размера платы по показаниям прибора учета возможен при соблюдении определенных условий, в том числе при наличии невозможности потребления энергоресурса в обход прибора учета. При наличии автоматов перегрузки, установленных до счетчика, такая воз... 24.09.2018, 16:12 Ermalnik →
Подарок на день Св.ВалентинаПервые два варианта опасные) Не думаю, что каждая подобному обрадуется)
А если серьёзно, можно удивить чем нибудь. Если музыкой увлекается, можно поющую чашу подарить https://om108.ru/catalog/muzykalnye_instrumenty_poyushchie_chashi_kolokola/poyushchie... |