Второй год подряд Consumer International посвящает Всемирный день прав потребителей 15 марта защите детей от junk food — «помойной», нездоровой пищи типа биг-маков, чипсов, сникерсов, пепси и т.п. Отличие этих продуктов от традиционных — в повышенном содержании жиров, углеводов, соли или сахара, что при систематическом потреблении чревато сахарным диабетом, болезнями опорно-двигательного аппарата, ожирением с его неизбежными последствиями для органов кровообращения. Тем не менее, миллиарды долларов тратятся производителями и продавцами такой пищи, чтобы побудить людей, и особенно детей, потреблять ее как можно больше. Ответственные родители должны видеть эту опасность и оберегать от нее своих детей, ответственные политики должны осознать ее как серьезную общественную проблему, для решения которой придется так или иначе ограничить свободу рекламы, распространения, а может быть и производства таких продуктов.

Мировой экономический кризис заставляет посмотреть на ситуацию с нездоровой пищей как на модель всего нашего общества потребления. Избыточность необходимых для здоровой жизни компонентов питания подрывает здоровье. Избыточность необходимых для комфортной жизни предметов потребления — одежды, мебели, бытовой техники, транспортных средств, жилища — подрывает благосостояние. Доступность кредита в условиях длительного экономического роста породила ощущение доступности тех благ, которые еще недавно ассоциировались со значительно более высоким уровнем дохода. И потребители радостно доверились мудрости банкиров, а те, как выяснилось, думали не столько о следующих годах, сколько о своих бонусах за привлечение заемщиков в конце года текущего. А когда много людей начинают жить не по средствам, это неизбежно приводит к потере доверия к финансовым институтам и кризис становится неизбежным.

Кризис ломает привычный образ жизни и угрожает социальному статусу многих миллионов людей. Мы ожидаем, что органы государственной власти найдут мудрые решения, чтобы смягчить его проявления и как можно скорее его преодолеть, и мы вправе этого требовать. Но, может быть, и мы сами как потребители можем как-то защищать себя от кризиса и противостоять ему? Уверен — можем, и даже сразу по трем направлениям.

Первое — это соизмерять свои запросы со своими доходами, планировать семейный бюджет без дефицита и не позволять себе и своим близким выходить за его границы. Семейной экономике стоило бы учить со школьной скамьи, но осваивать ее не поздно никогда.

Второе — стремиться приобретать товары и услуги с лучшим соотношением качество/ цена и не оплачивать, помимо самого товара, стоимость той рекламы, которая превратила этот товар в бренд. Основы товароведения также хорошо бы осваивать в школе.

Третье — искать возможности сокращения своих затрат на получение того, что нужно многим так или иначе связанным с вами людям — соседям по дому, коллегам по работе, членам одной церковной общины или профессионального общества, за счет установления прямых отношений с производителями таких товаров или услуг. В условиях кризиса должны стать востребованными такие формы самоорганизации граждан как потребительские кооперативы, кредитные союзы, ЖСК и т.п. Для скорейшего выхода из кризиса важно также, чтобы потребитель понимал: отдавая предпочтение отечественному продукту, он обеспечивает зарплатой своих сограждан, которые на эти деньги могут приобрести товары, произведенные им самим. И помнил, что в его силах хоть немного помочь тем, кто лишен самого необходимого.

Конечно, сегодня все это достаточно далеко от повседневной практики потребительского движения и вряд ли подъемно для действующих организаций. Но будировать общественное мнение и ставить вопросы органам власти в интересах потребителей — тоже важная задача для нас с вами. Так что хочу пожелать всем участникам потребительского движения, не ослабляя внимания к непосредственной правозащитной работе, стимулировать и поддерживать любые попытки антикризисной самоорганизации потребителей.

Петр Шелищ, председатель СПРФ

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
19.10.2017, 19:00
Yandex-Kupon →  "Новые аккаунты Директ без НДС, которые можно пополнять картами РФ"
17 февраля 2017 года, Яндекс запретил пополнять аккаунты Директ без НДС, картами, выпущенными российскими банками.
Но, выход мы все же нашли. Представляем «Новые аккаунту Яндекс.Директ без НДС» от Yandex-Kupon, которые можно пополнять любыми картами Р...
19.10.2017, 16:51
Надежда Лихачёва →  Как оспорить назначенный тариф
Здравствуйте.
Подскажите, такая ситуация:
в 2013 году в срочном порядке заключали договор и подключение дома своего к электросети.
В ноябре договор на руках, электричество в доме.
И только недавно я обратила внимание что плачу по тарифу Категория ...
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...
12.10.2017, 15:57
Shawnturner →  Do certain cars attract less than desirable customers?
Hello all,

I am curious if certain car models tend to attract buyers who are not good customers later on down the road for mechanics shops and the like? I work on computers/electronics for a living and see certain trends. Gaming consoles attract a r...
09.10.2017, 14:39
Григорий Лавренов →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Если добровольно деньги не отдают, то только через суд или к мировому судье.