Главная / Пресс-центр / Пресса о СПРФ /

Алексей Корягин: прилетели

Прилетели

Почему потребителям в России трудно защитить свои права

компетентно

                Алексей Корягин, сопредседатель Союза потребителей России

 

Вот уже несколько недель сотни авиапассажиров испытали на себе все прелести форс-мажорных обстоятельств и свою полную беспомощность как потребителей. И это при том что уже двадцать лет мы учимся защищать свои потребительские права.

Авиакомпаниям "подрезали крылья" по причине задолженности за топливо. Пассажиров "Интеравиа", например, перевозчик сначала заселил в гостиницы, как положено по закону, но потом их стали оттуда выселять, так как "Интеравиа" оплату гостиничных номеров прекратила. Компания готовится к процедуре банкротства. В таком большом деле пассажиры уже, как говорится, ни при делах. Ситуации с задержкой, а то и вовсе отменой многочисленных авиарейсов, продемонстрировали полную незащищенность людей как потребителей. Почему так происходит?

Потребителю угрожают. Потребительские риски постоянно увеличиваются вместе с ростом и развитием рынка. У рынка одна цель - прибыль. Для достижения этой цели бизнес особенно не церемонится. Нас, потребителей, начинают обманывать с малого - в магазине: махинации с ценами, некачественные продукты, поддельный алкоголь. Далее со всеми остановками - ошибочные начисления за услуги ЖКХ, строительство жилья, транспорт, туризм, медицина, платное образование, контрафактные лекарства и т.д.

Два года назад Госдума начала очередной "крестовый поход" против фальшивых DVD и компакт-дисков. Не дошли даже до Тверской, где до сего дня торгуют пиратской аудио- и видеопродукцией. Но это, можно сказать, нетяжелый и даже "честный" обман. Помимо бракоделов и недобросовестных бизнесменов, на которых мы везде натыкаемся, есть еще и специалисты сугубо криминальной направленности. Как называют их милиционеры, "злодеи", то есть люди, имеющие прямой преступный злой умысел. Они знают, что поймать их трудно, так как они не раздают визитки с указанием рода уголовного промысла и у них нет офисов с табличкой "Преступный синдикат". Есть еще различные касты неприкасаемых. Они стоят на потребительском олимпе. Например, каста врачей. Всех врачей к такой "элите" отнести, конечно, нельзя, есть исключения. Но к большинству представителей картеля платных медицинских услуг с претензиями даже можно не обращаться. Практически бесполезно. Законы в прямом смысле для них не писаны (законодатель их как-то объехал стороной), а своей медицинской терминологией они любого судью в транс введут.

Потребитель не защищен. Это еще один факт. Во-первых, у нас, потребителей, нет еще системы распознавания "свой-чужой". Мы не можем по "первичным признакам" понять, нормальный перед нами предприниматель или нас пытаются "развести".

Во-вторых, в нашей стране пока отсутствует полноценная система защиты потребителей. К сожалению, был утерян большой опыт по защите прав потребителей, накопленный в свое время антимонопольным ведомством. В период административной реформы функции по контролю за законодательством в сфере защиты прав потребителей были переданы в Роспотребнадзор. Существовавшая более двенадцати лет система исчезла, как Атлантида. Главное, при этом исчез очень важный уровень защиты потребителей - муниципальный. Его полуразрушенные редуты кое-где еще остались, но в целом на местах потребителем никто практически не занимается. С годами специалисты Роспотребнадзора приобрели должный опыт, но время было упущено.

В системе защиты прав потребителей главным является сам Закон "О защите прав потребителей". Закон обоснованно считают жестким. Но дело в том, что чем жестче закон, тем чаще его стараются обойти. Добавим очевидное: Закон "О защите прав потребителей" постоянно отстает от реалий жизни, в нем наблюдается смешение различных по характеру правовых норм, а последние поправки привели к полной теоретической неразберихе. Например, введя изменения в 18-ю статью, авторы поправок запутали ситуацию окончательно, предоставив возможность каждому желающему самостоятельно решать, что такое "технически сложный товар". В самом законе об этом не сказано, а перечень таких товаров, утверждаемый правительством, пока не существует. Многие судьи, которые и так-то слабо разбираются в потребительском праве, без особого энтузиазма применяют данный закон.

Но главное в том, что вовсе не обязательно, что, выиграв дело после многомесячных судебных разбирательств, потребитель получит свои деньги по решению суда. Скорее, наоборот - не получит. Фирма-ответчик у нас легко может не исполнить решение суда. Для этого даже особенно и придумывать ничего не стоит. Любой юрист, сталкивающийся хоть раз с такой ситуацией, легко подскажет пути отхода. Почему законодатель не озаботился тем, как залатать эту дыру, непонятно. А пока все предприниматели-должники при желании через нее исчезают и от приставов, и от потребителей.

Частью системы защиты потребителей во всем цивилизованном мире и в России тоже являются общественные организации потребителей. Двадцать лет назад потребительское движение в нашей стране зарождалось как форма защиты от некачественных товаров и услуг, которые стали появляться в стране. Роль таких организаций, как Союз потребителей России и Конфоп, трудно переоценить. Они не только защищали граждан, помогали им восстанавливать свои интересы, но и активно влияли на формирование всего гражданского общества. Это исторический факт. Шло время, рыночная экономика развивалась, потребительское движение становилось более разнородным. На сегодня общественники, а таковыми общественные организации потребителей можно назвать весьма условно, стоят перед выбором дальнейшего пути. Что делать? Для одних выбор очевиден, и он уже сделан - они заняты проверками соблюдения прав потребителей в различных коммерческих структурах малого и среднего бизнеса, чем вызывают постоянное раздражение у последних.

Такое легкое подергивание бизнеса приносит им некоторые доходы. Бизнесмены и общественники-ветераны называют такие общества псевдообщественными организациями потребителей. И это верно. Их действиями подрывается сама идея общественного контроля за соблюдением прав потребителей. Но действовать эти "фирмачи" будут до тех пор, пока существует статья в законе, позволяющая эти проверки проводить.

Другие организации, которые не занимаются проверками, ведут достаточно трудную борьбу за нормальное существование, потому что помимо оказания юридических услуг населению осуществляют и просветительскую деятельность. Эту миссию общественные организации с себя не снимали. Но пока крайне редко выступают сплоченным фронтом и добиваются значительных результатов. Одним из очевидных препятствий развития общественных организаций является и то, что в Законе "О защите прав потребителей" поверхностно прописаны нормы института общественной защиты потребителей.

Но если говорить в целом, то потребительское движение в защиту прав потребителей в нашей стране больше стоит, чем движется. Куда оно пойдет, если пойдет вообще, во многом зависит от государства. В последнее десятилетие настойчиво высказывается мнение о необходимости проведения в России целостной потребительской политики, которую возможно проводить через специальную Целевую государственную программу. А на сегодняшней стадии целесообразным было бы организовать межведомственный консультативный Совет по защите прав потребителей, потому что без согласованных действий целостная системная защита прав потребителей - всех нас - невозможна.

 

 

Источник: Российская газета


Комментарии  1

userpic
Евгений Мясин31.10.2008, 21:51Ссылка
Не во всем разделяю оценки положения в потребительском движении, данные бывшим сопредседателем СПРФ А.Корягиным.
Прежде всего не согласен с тем, что последние изменения в ст. 18 закона "запутали ситуацию окончательно, предоставив возможность каждому желающему самостоятельно решать, что такое "технически сложный товар". Можно заблудиться и в двух соснах. Тот же, кто системно понимает закон, чувствует его дух, ознакомился с разъяснениями Роспотребнадзора продолжает пользоваться перечнем, утвержденным постановлением правительства от 13.05.1997 г. № 575. То, что этот перечень морально устарел и во многом не соответствует жизненным реалиям, известно давно. Сейчас в соответствии с решением Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре создана рабочая группа, готовящая свои предложения по изменению перечня. Столкнулись две позиции: представители бизнеса желают значительно расширить круг товаров ненадлежащего качества, возвращать или заменять которые можно лишь при существенном недостатке, представители общественных объединений потребителей против. Но процесс идет.
Категорически не согласен я и с тем, что А.Корягин фактически все потребительские организации, занимающиеся проверками, поставил вне закона. Есть действительно псевдопотребительские организации, превратившие проверки в поборы и вымогательство, и есть вполне добропорядочные. действующие строго в рамках закона. Для того, чтобы внести ясность в процедуру организации проверок общественных объединений, СПРФ разработал Рекомендации своим членам, где четко и недвусмысленно сказано, что может и чего не должна делать проверяющая организация.

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html