Главная / Пресс-центр / Пресса о СПРФ /

Устав автотранспорта

CIVITAS.RU
ВЕСТИ С ГРАЖДАНСКИХ ПОЛЕЙ

26.11.2007

Подписанный президентом Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» опубликован в «Российской газете». Принятый Устав заменил документ, утвержденный почти 40 лет назад постановлением Совета Министров РСФСР.
Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по перевозкам пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. В Уставе определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. В частности, в Уставе урегулированы вопросы отношений в области перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания провозной платы и расчетов за перевозку, ответственности перевозчиков, грузоотправителей и пассажиров. Новый Устав определяет порядок предъявления претензий и исков, установлен отсутствующий прежде единый порядок возврата пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении.
Так, в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости, в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства - получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пятнадцати процентов их стоимости, а в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет двадцать пять процентов стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом двадцати пяти процентов их стоимости. В отличие от прежних норм по новому Уставу пассажир вправе перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей (а не одного ребенка!) в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения.
Как сообщил сопредседатель СПРФ Евгений Мясин, при подготовке Устава Союзу потребителей России удалось провести несколько важных для потребителей норм, усиливающих защиту прав пассажиров-потребителей.
Прежде всего мы добились, чтобы в преамбуле было дано определение пассажира как физического лица, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира. То есть гражданин получает все права пассажира, предусмотренные законом, с момента приобретения билета, а не с момента посадки в транспортное средство.
Поскольку в отраслевом законе практически невозможно в деталях расписать условия перевозок пассажиров и багажа, порядок предъявления и рассмотрения претензий, ответственность перевозчика за нарушение прав пассажиров, потребительское законодательство предоставляет Правительству РФ право утверждать Правила перевозки пассажиров и багажа, конкретизирующие отдельные нормы Устава. Разработчик закона – Минтранс России – предлагал сделать этот НПА ведомственным, с чем не был согласен СПРФ, в конечном итоге добившийся приведения этой нормы Устава в соответствие потребительскому законодательству. При этом по инициативе СПРФ было внесено существенное добавление – в окончательной редакции Устава записано, что Правила перевозки пассажиров «представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок». Дело в том, что анализ отраслевых законов и принимаемых в их развитие правил выявляет абсолютное нежелание включать в эти НПА требования к качеству оказываемых услуг, что не позволяет потребителям заявлять претензии в случае, если услуга полученная услуга была ненадлежащего качества. Вот и получалось, что минусовая температура в междугородном рейсовом автобусе, сломанные кресла, десятки сгрудившихся в проходе салона «лишних» пассажиров (а по сути «зайцев») оставались для перевозчиков безнаказанными.
Еще одно часто встречающееся в отраслевом законодательстве нарушение прав потребителей – произвольное установление сроков рассмотрения и удовлетворения претензий потребителей либо предварительного внесудебного порядка разрешения требований потребителей. В проекте Устава также не обошлось без такой попытки ущемить права пассажиров – увеличить этот срок до 30 дней. Однако нам удалось добиться в Уставе, во-первых, внесения записи, что «до предъявления к перевозчикам, фрахтовщикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров или договоров фрахтования, к таким лицам могут быть (а не обязаны!) предъявлены претензии», и, во-вторых, за опоздание в пункт назначения транспортного средства перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования.
Для пассажиров чрезвычайно важна информация о регулярных маршрутах. До настоящего времени этот вопрос федеральным законодательством не регулировался. Хуже всего с информированием пассажиров обстояло на маршрутах городского наземного транспорта. Например, часто бывая в командировках в Санкт-Петербурге, я сталкивался с практически полным отсутствием необходимой мне как пассажиру информации. На автобусных, троллейбусных и трамвайных остановках города никакой другой информации, кроме номера маршрута, не представлено. На табло не указано, в сторону какого конечного пункта идет данный маршрут, начало и окончание движения, интервалы движения. Стой и гадай, доберешься ли ты в нужную для тебя сторону, когда может подойти и подойдет ли он вообще – твой маршрут? Теперь в Уставе мы добились записи, чтобы «в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа».
По аналогии с Уставом железнодорожного транспорта в данный закон с подачи СПРФ была включена норма, по которой «пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры».
Для того, чтобы новый Устав автомобильного транспорта заработал, от исполнителей услуг, собственников объектов транспортной инфраструктуры требуется соответствующая подготовка и проведение определенных организационных мероприятий. Поэтому вступление закона в силу отложено на 180 дней со дня его опубликования, то есть до середины мая 2008 года.
В течение этого полугодия Союз потребителей России намерен взять под свой контроль ход проведения Минтрансом, исполнителями услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов, органами местного самоуправления необходимых для реализации Устава мероприятий: подготовку соответствующей документации, инструкций, форм; переделку информационных табло на остановочных пунктах; размещение на видных местах в автовокзалах обязательной информации для потребителей об их правах и обязанностях; приведение региональных и местных нормативных актов в соответствие принятому Уставу и т.п.



 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html