Единые правила в области защиты прав потребителей утверждены Декретом Высшего государственного совета Союзного государства от 6 декабря 2024 г. No 6 и опубликованы для всеобщего обозрения 18 декабря 2024 г. (Единые правила) – первый общий для Российской Федерации и Республики Беларусь законодательный акт гражданского права прямого действия, имеющий приоритет над их национальными законодательствами. Важнейшими новациями Единых правил считаем следующие:
- ответственность за нарушение прав потребителей распространена на учредителей, участников и руководителей продавца, изготовителя, исполнителя, иных организаций, которым потребители вправе предъявить претензию, то есть потребители получили право привлекать этих физических лиц к солидарной ответственности с их компаниями, что поможет решить острую проблему массового уклонения организаций от исполнения судебных решений о взыскании в пользу потребителей;
- в перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены поставщики – оптовые продавцы, что может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, продавца, продавшего ему некачественный товар, уже нет на рынке, а зарубежный изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию;
- на продавца возложена обязанность провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем о том, кто виноват в выявившемся дефекте, что предусмотрено национальными законами, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе (например, если потребитель сочтет товар фальсифицированным или контрафактным);
- сокращено большинство предельных сроков удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение более чем троекратное: с 45 до 14 дней;
- существенно расширена сфера ответственности владельцев агрегаторов информации о продукции (маркетплейсов), на которые возложены обязанности обеспечить соблюдение Единых правил продавцами товаров и исполнителями услуг, прием претензий потребителей в адрес последних, а также создать условия для предоставления ими потребителям полной и достоверной информации о продукции и продавце;
- в потребительское законодательство включено новое для обеих стран понятие «цифровой продукт» – ему дано определение и посвящена специальная глава Единых правил, нормы которой не только уточняют применение к таким объектам общих норм потребительского права, но и устанавливают новые права потребителей, такие как обязательный гарантийный срок 2 года, даже если продавец его не установил, и обязанность продавца цифрового продукта, поставляемого по подписке с условием периодического списания со счета потребителя абонентской платы, на котором был заключен договор, минимум за 3 дня до даты очередного платежа уведомить об этом потребителя и информировать его о порядке реализации своего права на отказ от договора, что поможет тем, кто подписался по ошибке и не замечает периодического снятия платы или перестал пользоваться продуктом, но продолжает платить, не зная, как отказаться, или считая, что это невозможно (таких 20% – каждый пятый пользователь).