О ходе реализации Проекта СЕТЬ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В октябре 2009 года завершился очередной этап реализации Проекта «Сеть правовой защиты потребителей». По состоянию на 1 ноября с.г.. в составе Общероссийской сети действуют 5 межрегиональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пенза, Хабаровск), 28 региональных консультационных пунктов, 6 специализированных консультационных пунктов по оказанию правовой помощи потребителям жилищно-коммунальных услуг и 1 консультационный центр для потребителей непосредственно при СПРФ (Санкт-Петербург). Союз потребителей РФ в рамках данного проекта за счет грантов закупил и передал в 2007-2009 годах 28 организациям-участникам Сети оборудования и комплектации справочно-правой системы «Консультатнт» для созданных консультационных центров и пунктов на общую сумму свыше 950 тыс.руб.
15.10.2009 г. в Москве прошел семинар, который оценил готовность сформированной Общероссийской некоммерческой сети правовой защиты потребителей к работе в режиме промышленной эксплуатации. Наметил направления дальнейшего совершенствования работы по правовому консультированию потребителей.
В составе сформированной Общероссийской некоммерческой Сети правовой защиты потребителей сегодня насчитывается 40 консультационных центров и пунктов. В них ведется оказание правовой помощи льготным категориям граждан, а также по делам с незначительным размером возмещения ущерба (2-3 тыс. руб.), за которые обычно не берутся юридические фирмы. За три года только в консультационных центрах и пунктах Сети бесплатную правовую помощь получили свыше 400 тыс. потребителей.
Кроме того, российские потребители имеют возможность получить бесплатные правовые консультации не выходя из дома. На Интернет-портале СПРФ souz-potrebiteley.ru в объеме, необходимом для осуществления самозащиты при наиболее типичных нарушениях, размещена информация о действующих нормах закона, полезные советы, как написать и подать претензию или исковое заявление в суд, куда следует обратиться за помощью, если случай не вписывается в общую типичную схему. «Живую» консультацию также можно получить, обратившись на форум СПРФ или направив свой вопрос в «Жалобную книгу» портала. Ежемесячно около 100 тысяч посетителей заходят на Интернет-портал СПРФ, получая там необходимую потребительскую информацию или конкретные консультации.
На Интернет-портале СПРФ открыт специальный раздел для участников проекта «Сеть правовой защиты потребителей», где няряду с информационными ресурсами они могут воспользоваться разработанными в рамках проекта Рекомендациями по оказанию правовой помощи в общероссийской сети правовой защиты потребителей, Временным положением о консультационных центрах и пунктах правовой защиты потребителей, обмениваться опытом защиты прав потребителей. Там же заведены персональные страницы участников проекта с информацией о порядке, месте и времени работы консультационных пунктов для потребителей.
Е.Б.Мясин, сопредседатель СПРФ, руководитель проекта
Отчет председателя СПРФ Петра Шелища о ходе реализации проекта на заседании Президиума генерального совета партии "Единая Россия" [ наверх ↑ ] ОТЧЕТ
о ходе выполнения партийного проекта
«Сеть правовой защиты потребителей»
1. Общие сведения о проекте
Партийный проект утвержден решением Президиума Генерального Совета ВПП «Единая Россия» от 25.04.2007 г.).
Партийный проект является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту их экономических интересов.
Целью партийного проекта является формирование инфраструктуры гражданского института общественной правовой поддержки потребителей в виде сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах) на базе хорошо себя зарекомендовавших региональных общественных объединений потребителей при государственной финансовой поддержке,
Общее политическое и стратегическое руководство проектом осуществляют Генеральный совет и ЦИК партии "Единая Россия". Оперативное руководство проектом обеспечивает его Координатор и Временная рабочая группа, утвержденные Президиумом Генерального совета.
Координатор проекта – Шелищ П.Б., координатор Партии по взаимодействию с участниками потребительского рынка, председатель Союза потребителей РФ, член Общественной палаты РФ.
Электоральную эффективность проекта составляют формирование основ правового сознания и навыков рационального экономического и правового поведения граждан России, прежде всего низко- и среднедоходных групп, более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите, а также снятие социальной напряженности в общественных отношениях, повышение авторитета партии «Единая Россия».
2. Этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
На первом этапе на базе методических и технологических разработок СПРФ в апреле - декабре 2007 г. в пилотном (экспериментальном) режиме создаются Центр обеспечения сети и информационно-консультационные пункты (центры) в 14 регионах России.
На втором этапе в январе - июне 2008 г. формируется сеть информационно- консультационных пунктов в 30 -35 субъектах РФ и координирующих их работу центров в федеральных округах, осуществляется ее опытная эксплуатация.
На третьем этапе до конца 2008 года завершается формирование организационного, технологического и информационного обеспечения сети, включая Интернет портал для потребителей, разрабатываются предложения по развитию сети в муниципальных образованиях Российской Федерации.
3. Основные результаты реализации проекта
В результате реализации первого этапа проекта создана материально-техническая база, позволяющая организовать работу:
· 5 межрегиональных консультационных центров в 5 федеральных округах (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пенза, Хабаровск);
· 10 региональных консультационных пунктов (Владимир, Новгород, Краснодар, Пенза, Саратов, Самара, Тольятти, Барнаул, Красноярск, Омск);
· Консультационного Центра для потребителей непосредственно при СПРФ (Санкт-Петербург);
· Центра обеспечения сети и будущего Интернет-портала (Москва).
Результаты деятельности этих пунктов и центров в минувшем году превзошли самые смелые ожидания. Всего участниками проекта было проконсультировано 125 тысяч потребителей, из них 75 тысяч малоимущих и социально незащищенных граждан получили бесплатно правовую помощь, включая составление претензий и исков, поддержку в суде, В случае предоставления данных услуг на платной основе потребителям пришлось бы заплатить не менее 20 млн. руб., то есть вложенные в проект бюджетные средства полученного гранта окупились двадцатикратно. Такова экономическая, не говоря уже о социальной, эффективность данного проекта.
В ходе выполнения второго этапа проекта в основном сформировано информационно-методическое обеспечение сети консультационных пунктов и центров для потребителей, в том числе обновлена нормативно-правовая база, разработаны рекомендации и пособия по проведению консультаций, образцы претензий и исковых заявлений для потребителей, на сайте www.potrebitel.net ведется апробация разработанного информационно-методического обеспечения. Кроме того, закуплено материально техническое оборудование для Центра обеспечения сети. Определены и согласованы с потенциальными участниками проекта города, в которых будут созданы консультационные пункты. Приступил к работе консультационный центр для потребителей, созданный непосредственно при Союзе потребителей РФ в Санкт-Петербурге. Подготовлено техническое задание на разработку Интернет-портала для потребителей.
4. Общие выводы по проекту
К сожалению, выделенные по гранту на 2008 год не в запрашиваемом объеме бюджетные средства не позволяют продолжить запланированное материально-техническое оснащение создаваемых консультационных пунктов для потребителей. Поэтому основные усилия на втором и третьем этапе будут направлены на разработку информационно-методического обеспечения создаваемой сети правовой защиты потребителей, а также на создание Интернет-портала для потребителей, обеспечивающего свободный доступ граждан к информационным ресурсам сети правовой защиты потребителей и поддерживающего обратную связь с ними. В результате реализации очередных этапов проекта в систему дополнительно будут включены еще порядка 20 консультационных пунктов (вместо ранее планируемых 30-35), оснащаемых на данном этапе за счет собственных ограниченных средств. Из-за отсутствия необходимых средств вместо запланированных 7 обучающих семинаров в федеральных округах для участников проекта будет проведено заочное обучение с вызовом на итоговый семинар в октябре с.г.
Ресурсов СПРФ для дальнейшего продвижения проекта, расширения и материально-технического оснащения сети консультационных пунктов для потребителей с целью охвата всех субъектов Российской Федерации и крупных городских муниципальных образований уже не достаточно. Необходима прямая политическая и организационная поддержка партии «Единая Россия» прежде всего на местном уровне. В первую очередь такая поддержка должна состоять в ориентации органов представительной и исполнительной власти на разработку и принятие целевых программ по защите прав потребителей по образцу трехлетних программ по защите прав потребителей, принятых в Ростовской области и городе Астрахани, включающих бюджетное финансирование созданных и вновь создаваемых консультационных пунктов и центров для потребителей.
Координатор проекта П.Б.Шелищ
Проект создания национальной некоммерческой сети правовой поддержки потребителей [ наверх ↑ ]
ПРОЕКТ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Сеть правовой защиты потребителей»
Актуальность проекта, его цель и основные принципы
Данный проект является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту экономических интересов, формирование основ правового сознания и навыков рационального экономического и правового поведения граждан России, прежде всего низко- и среднедоходных групп, а также более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите. Обе указанные функции обусловливают электоральную значимость данного проекта, прежде всего по отношению к средам, включающим низко- и среднедоходные группы населения, но также и по отношению к предметно ориентированным потребительским группам, таким как автовладельцы, пользователи компьютерных систем, средств мобильной связи, туристических услуг и т.д.
Актуальность проекта определяется тем, что, по данным ежегодных социологических опросов Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ), свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют им ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%). При этом, несмотря на произошедшие за последние десять лет заметные позитивные сдвиги в правосознании и правовом поведении потребителей, более трети граждан не пытаются защитить свои нарушенные потребительские права. Для тех же, кто берется за это, важным фактором успеха становится получение квалифицированной информационной и консультационной правовой поддержки, особенно со стороны общественных объединений потребителей, куда обращается теперь за помощью каждый третий пострадавший и где, судя по данным опросов, КПД помощи оказывается наиболее высоким.
Исходя из этого, Партия «Единая Россия» и Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) выступают с инициативой формирования инфраструктуры гражданского института общественной правовой поддержки потребителей в виде сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах) на базе хорошо себя зарекомендовавших региональных общественных объединений потребителей при государственной финансовой поддержке.
Основными принципами функционирования такой сети являются:
· обеспечение равных возможностей свободного и бесплатного доступа всем без исключения гражданам к информационным ресурсам сети;
· предоставление бесплатной консультационной помощи всем без исключения гражданам-потребителям;
· предоставление бесплатной квалифицированной правовой помощи при составлении претензий и судебных исков, а также поддержки в судах представителям социально незащищенных групп граждан;
· единое базовое информационно-методическое обеспечение функционирования сети, включающее обмен информационными ресурсами между субъектами сети на основе единых электронных регламентов.
Этапы реализации проекта, планируемые результаты и перспективы*)
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
На первом этапе на базе методических и технологических разработок СПРФ в апреле - декабре 2007 г. в пилотном (экспериментальном) режиме создаются Центр обеспечения сети и информационно-консультационные пункты (центры) в 10-16 регионах России.
На втором этапе в январе - июне 2008 г. формируется сеть информационно- консультационных пунктов в 45-50 субъектах РФ и координирующих их работу центров в федеральных округах, осуществляется ее опытная эксплуатация.
На третьем этапе до конца 2008 года завершается формирование организационного, технологического и информационного обеспечения сети, разрабатываются предложения по развитию сети в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Предполагаемый источник финансирования – средства СПРФ, гранты из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества и начиная со второго этапа - средства государственных бюджетов всех уровней, предназначенные на поддержку развития организаций гражданского общества.
В результате будет создана и апробирована общероссийская сеть некоммерческих информационно-консультационных пунктов и центров правовой поддержки потребителей, функционирующая на основе единого методического и информационного обеспечения.
Условием сохранения и развития созданной сети будет готовность регионов включать в свои бюджеты расходы на их содержание: в 2008 году при 50-процентной поддержке федерального бюджета, в 2009 и последующих годах без такой поддержки. Это потребует принципиального политического решения Партии "Единая Россия".
Дальнейшее развитие сети может проходить в нескольких направлениях. Во-первых, за счет расширения состава субъектов сети путем создания информационно-консультационных пунктов для потребителей в муниципальных образованиях. Во-вторых, за счет новых функций, таких как информирование о качестве товаров и услуг, организация товароведческих экспертиз, процедур досудебного разрешения споров, выпуск изданий для потребителей и др. Предоставление части таких услуг на платной основе позволит снизить бюджетные расходы. В-третьих, за счет перехода на электронный вид передачи информации и создания на базе Центра обеспечения сети Интернет-портала по защите прав потребителей.
Оператор проекта
Оператором проекта является Общероссийский союз общественных объединений "Союз потребителей Российской Федерации". Учрежденный в декабре 1990 года, Союз стал одной из первых массовых неполитизированных ячеек гражданского общества в новой России. Объединяет свыше ста общественных организаций, защищающих права и интересы потребителей в 54 регионах России, – основную часть всех реально работающих в стране потребительских объединений.
Основные направления деятельности СПРФ:
· представление интересов потребителей перед органами государственной власти путем сотрудничества с ними при подготовке новых нормативных правовых актов и оппонирования им в случаях принятия норм, противоречащих интересам потребителей;
· правовая помощь потребителям путем их консультирования, помощи в составлении претензий и исковых заявлений, поддержки или представительства в судах, а также правового просвещения;
· независимая потребительская экспертиза качества товаров и услуг, соблюдения прав потребителей.
СПРФ активно участвует в подготовке законопроектов, проводит мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих интересы потребителей. СПРФ добился отмены или корректировки ряда правительственных решений, что позволило российским потребителям сэкономить не менее 2 млрд.руб.
За 15 лет работы Союза около двух миллионов граждан, чьи права были нарушены, получили в СПРФ квалифицированную юридическую помощь. Выиграно более 70 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба превысила миллиард рублей. Только в 2005 году организации-члены СПРФ проконсультировали более 200 тысяч потребителей, помогли составить более 30 тысяч претензий, около 5 тысяч исковых заявлений, вели более 2 тысяч дел в судах в интересах отдельных потребителей. Кроме того, выиграно 364 дела в защиту неопределенного круга потребителей. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба составила 300 млн. руб., в том числе по решениям судов – около 40 млн. руб.
Специалисты СПРФ имеют необходимый опыт нормативно-методических и технологических разработок в области защиты прав и интересов потребителей, в том числе в Интернете.
Организация управления Проектом
Оперативное руководство Проектом обеспечивает его Координатор.
Консультативным органом Проекта является Экспертный совет, в состав которого входят члены Совета СПРФ и ведущие специалисты в области защиты прав потребителей, представляющие соответствующие федеральные, региональные и местные органы.
Координатор проекта
· обеспечивает организацию, планирование и координацию работ в рамках Проекта,
· представляет Проект в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях.
Планирование работ и расходов
Общая последовательность и взаимоувязка решения задач по направлениям работ определяются укрупненным сетевым планом-графиком (Приложение 1), который утверждается Президиумом Генерального совета Партии по представлению Координатора Проекта и далее является неотъемлемой частью настоящего Положения.
Работы по Проекту ведутся и финансируются в соответствии с текущими сетевыми планами-графиками выполнения работ и производными от них сметами необходимых текущих расходов, принимаемыми на полугодие.
Текущие планы-графики выполнения работ по Проекту утверждаются его Координатором.
Для выполнения конкретных мероприятий укрупненного и текущих планов-графиков Координатор Проекта может создавать временные рабочие группы.
*) в связи с резким сокращением объемов финансирования Проекта этапы его реализации претерпели существенные изменения.
|