Главная / Деятельность / Текущие проекты /

Сеть правовой защиты потребителей

О ходе реализации Проекта СЕТЬ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

В октябре 2009 года завершился очередной этап реализации Проекта «Сеть правовой защиты потребителей». По состоянию на 1 ноября с.г.. в составе Общероссийской сети действуют 5 межрегиональных  центров (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пенза, Хабаровск), 28 региональных консультационных пунктов,   6 специализированных консультационных пунктов по оказанию правовой помощи потребителям жилищно-коммунальных услуг   и 1 консультационный центр для потребителей непосредственно при СПРФ (Санкт-Петербург). Союз потребителей РФ в рамках данного проекта за счет грантов закупил и передал в 2007-2009 годах 28 организациям-участникам Сети оборудования и комплектации справочно-правой системы «Консультатнт» для созданных консультационных центров и  пунктов на общую сумму свыше 950 тыс.руб.

  15.10.2009 г. в Москве прошел семинар, который  оценил готовность сформированной Общероссийской некоммерческой  сети правовой защиты потребителей к  работе в режиме промышленной эксплуатации. Наметил направления дальнейшего совершенствования работы по правовому консультированию потребителей.

В составе сформированной Общероссийской некоммерческой Сети правовой защиты потребителей  сегодня насчитывается 40 консультационных центров и пунктов. В них ведется  оказание правовой помощи льготным категориям граждан, а также по делам с незначительным размером возмещения ущерба (2-3 тыс. руб.), за которые обычно не берутся юридические фирмы. За три года только в консультационных центрах и пунктах Сети  бесплатную правовую помощь получили свыше 400 тыс. потребителей.

Кроме того,  российские потребители имеют возможность получить бесплатные правовые консультации не выходя из дома. На Интернет-портале  СПРФ souz-potrebiteley.ru в объеме, необходимом для осуществления самозащиты при наиболее типичных нарушениях, размещена информация о действующих нормах закона, полезные советы, как написать и подать претензию или исковое заявление в суд, куда следует обратиться за помощью, если случай не вписывается в общую типичную схему. «Живую» консультацию также можно получить, обратившись на форум СПРФ или направив свой вопрос в «Жалобную книгу» портала. Ежемесячно около 100 тысяч посетителей заходят на Интернет-портал СПРФ, получая там необходимую потребительскую информацию или конкретные консультации.

            На Интернет-портале СПРФ открыт специальный раздел для участников проекта «Сеть правовой защиты потребителей», где няряду с информационными ресурсами они могут воспользоваться разработанными в рамках проекта Рекомендациями по оказанию правовой помощи в общероссийской сети правовой защиты потребителей,  Временным положением о консультационных центрах и пунктах   правовой защиты потребителей, обмениваться опытом защиты прав потребителей. Там же заведены персональные страницы  участников проекта с информацией о порядке, месте и времени работы консультационных пунктов для потребителей.

 

            Е.Б.Мясин, сопредседатель СПРФ, руководитель проекта

 

Отчет председателя СПРФ Петра Шелища о ходе реализации проекта на заседании Президиума генерального совета партии "Единая Россия" [ наверх ↑ ]

ОТЧЕТ

о ходе выполнения партийного проекта

«Сеть правовой защиты потребителей»

 

           1. Общие сведения о проекте     

           Партийный проект утвержден решением  Президиума Генерального Совета ВПП «Единая Россия»  от 25.04.2007 г.).

           Партийный проект является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту  их экономических интересов.

           Целью партийного проекта является      формирование инфраструктуры гражданского института общественной правовой поддержки потребителей в виде  сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах)  на базе хорошо себя зарекомендовавших региональных общественных объединений потребителей при государственной  финансовой поддержке,

           Общее политическое и стратегическое руководство проектом осуществляют Генеральный совет и ЦИК партии "Единая Россия".  Оперативное руководство проектом обеспечивает его Координатор и Временная рабочая группа,   утвержденные  Президиумом Генерального совета.

Координатор проекта – Шелищ П.Б.,  координатор Партии по взаимодействию с участниками потребительского рынка, председатель Союза потребителей РФ, член Общественной палаты РФ.

Электоральную эффективность проекта составляют формирование основ правового сознания и навыков рационального экономического и правового поведения  граждан России, прежде всего низко- и среднедоходных групп, более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите,  а также снятие социальной напряженности в общественных отношениях, повышение авторитета партии «Единая Россия».

 

2. Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется  в три  этапа.

На первом этапе на базе методических и технологических разработок  СПРФ  в апреле  - декабре 2007 г. в пилотном (экспериментальном) режиме создаются  Центр  обеспечения сети и информационно-консультационные   пункты (центры) в 14 регионах России.

На втором этапе в январе -  июне 2008 г. формируется сеть информационно- консультационных  пунктов в 30 -35  субъектах РФ  и координирующих их работу  центров в федеральных  округах,  осуществляется ее опытная эксплуатация.

На третьем этапе до конца  2008 года завершается формирование организационного, технологического и  информационного обеспечения сети, включая Интернет портал для потребителей,  разрабатываются предложения по развитию сети в муниципальных образованиях Российской Федерации.

 

           3. Основные результаты реализации проекта

 В результате реализации первого этапа проекта создана материально-техническая база, позволяющая организовать работу:

·        5 межрегиональных консультационных центров в 5 федеральных округах (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пенза, Хабаровск);

·        10 региональных консультационных пунктов (Владимир, Новгород, Краснодар, Пенза, Саратов, Самара, Тольятти, Барнаул, Красноярск, Омск);

·        Консультационного Центра для потребителей непосредственно при СПРФ (Санкт-Петербург);

·        Центра обеспечения сети  и будущего  Интернет-портала (Москва).

 

Результаты деятельности этих пунктов и центров  в минувшем году превзошли самые смелые  ожидания. Всего участниками проекта было проконсультировано 125 тысяч потребителей, из них 75 тысяч малоимущих и социально незащищенных граждан получили бесплатно правовую помощь, включая составление претензий и исков, поддержку в суде, В случае предоставления данных услуг на платной основе  потребителям пришлось бы заплатить  не менее 20  млн.  руб., то есть вложенные в проект бюджетные средства  полученного гранта окупились двадцатикратно. Такова экономическая, не говоря уже о социальной,  эффективность данного  проекта.

            В ходе выполнения второго этапа проекта  в основном сформировано информационно-методическое обеспечение сети консультационных пунктов и центров для потребителей, в том числе обновлена нормативно-правовая база, разработаны  рекомендации и  пособия по проведению консультаций, образцы претензий и исковых заявлений для потребителей, на сайте www.potrebitel.net ведется апробация разработанного информационно-методического обеспечения.                                                                                   Кроме того, закуплено материально техническое оборудование для Центра обеспечения сети. Определены и согласованы с потенциальными участниками проекта города, в которых будут созданы консультационные пункты. Приступил к работе консультационный центр для потребителей, созданный непосредственно при Союзе потребителей РФ в Санкт-Петербурге. Подготовлено техническое задание на разработку Интернет-портала для потребителей.

 

            4. Общие выводы по проекту

             К сожалению, выделенные по гранту на 2008 год не в запрашиваемом объеме  бюджетные средства не позволяют продолжить запланированное материально-техническое оснащение создаваемых консультационных пунктов для потребителей. Поэтому основные усилия на втором и третьем этапе будут направлены на разработку информационно-методического обеспечения создаваемой  сети правовой защиты потребителей, а также на  создание Интернет-портала для потребителей, обеспечивающего свободный доступ  граждан к информационным ресурсам сети правовой защиты потребителей и поддерживающего обратную связь с ними. В результате реализации очередных  этапов проекта  в систему дополнительно будут включены еще порядка 20 консультационных пунктов (вместо ранее планируемых 30-35), оснащаемых на данном этапе за счет собственных ограниченных средств. Из-за отсутствия необходимых средств вместо запланированных 7 обучающих семинаров в федеральных округах для участников проекта будет проведено заочное обучение с вызовом на итоговый семинар в октябре с.г.

            Ресурсов СПРФ для дальнейшего продвижения  проекта, расширения и материально-технического оснащения сети консультационных пунктов для потребителей с целью охвата всех субъектов Российской Федерации и крупных городских муниципальных образований уже не достаточно. Необходима  прямая  политическая  и организационная поддержка партии «Единая Россия»  прежде всего    на местном уровне. В первую очередь такая поддержка должна состоять в ориентации органов представительной и исполнительной власти на разработку и  принятие целевых программ по защите прав потребителей по образцу трехлетних программ по защите прав потребителей, принятых в Ростовской области и городе Астрахани, включающих бюджетное финансирование созданных и вновь создаваемых консультационных пунктов и центров для потребителей.

 

 

            Координатор проекта                                     П.Б.Шелищ

 

Проект создания национальной некоммерческой сети правовой поддержки потребителей [ наверх ↑ ]

ПРОЕКТ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  – ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

 

 «Сеть правовой защиты потребителей»

 

 

Актуальность проекта, его цель и основные принципы

Данный проект является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту экономических интересов, формирование основ правового сознания и навыков рационального экономического и правового поведения  граждан России, прежде всего низко- и среднедоходных групп, а также более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите. Обе указанные функции обусловливают электоральную значимость данного проекта, прежде всего по отношению к средам, включающим низко- и среднедоходные группы населения, но также и по отношению к предметно ориентированным потребительским группам, таким как автовладельцы, пользователи компьютерных систем, средств мобильной связи, туристических услуг и т.д.

Актуальность проекта определяется тем, что, по данным ежегодных социологических опросов Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ),  свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав,  которые причиняют им ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%). При этом, несмотря на произошедшие за последние десять лет заметные позитивные сдвиги в правосознании и правовом поведении потребителей, более  трети граждан не пытаются защитить свои нарушенные потребительские права. Для тех же, кто берется за это, важным фактором успеха становится получение квалифицированной информационной и консультационной правовой поддержки, особенно со стороны общественных объединений потребителей, куда обращается теперь за помощью каждый третий пострадавший и где, судя по данным опросов, КПД помощи оказывается наиболее высоким.

Исходя из этого, Партия «Единая Россия» и Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) выступают с  инициативой формирования инфраструктуры гражданского института общественной правовой поддержки потребителей в виде  сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах)  на базе хорошо себя зарекомендовавших региональных общественных объединений потребителей при государственной  финансовой поддержке.

Основными принципами функционирования такой сети являются:

·                          обеспечение равных возможностей  свободного и бесплатного  доступа всем без исключения гражданам  к  информационным ресурсам сети;

·                          предоставление бесплатной консультационной помощи всем без исключения гражданам-потребителям;

·        предоставление  бесплатной квалифицированной правовой помощи  при составлении претензий и судебных исков, а также поддержки в судах представителям  социально незащищенных групп граждан;

·                          единое базовое информационно-методическое обеспечение функционирования  сети, включающее  обмен информационными ресурсами между субъектами сети  на основе единых электронных регламентов.

Этапы реализации проекта, планируемые результаты и перспективы*)

Реализация проекта осуществляется  в три  этапа.

На первом этапе на базе методических и технологических разработок  СПРФ  в апреле  - декабре 2007 г. в пилотном (экспериментальном) режиме создаются  Центр  обеспечения сети и информационно-консультационные   пункты (центры) в 10-16 регионах России.

На втором этапе в январе -  июне 2008 г. формируется сеть информационно- консультационных  пунктов в 45-50  субъектах РФ  и координирующих их работу  центров в федеральных  округах,  осуществляется ее опытная эксплуатация.

На третьем этапе до конца  2008 года завершается формирование организационного, технологического и  информационного обеспечения сети, разрабатываются предложения по развитию сети в муниципальных образованиях Российской Федерации.

Предполагаемый источник финансирования – средства СПРФ, гранты из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества и начиная со второго этапа  - средства государственных бюджетов всех уровней, предназначенные на поддержку развития организаций гражданского общества.

В результате будет создана и апробирована общероссийская сеть   некоммерческих информационно-консультационных пунктов и центров  правовой поддержки потребителей, функционирующая на основе   единого  методического и информационного обеспечения.

Условием сохранения и развития  созданной сети будет готовность регионов включать в свои бюджеты расходы на их содержание: в 2008 году при 50-процентной поддержке федерального бюджета, в 2009 и последующих годах без такой поддержки. Это потребует принципиального политического решения Партии "Единая Россия".

Дальнейшее развитие сети может проходить в нескольких направлениях. Во-первых, за счет расширения состава субъектов сети путем создания информационно-консультационных пунктов для потребителей в муниципальных образованиях.  Во-вторых,  за счет новых  функций, таких как информирование о качестве товаров и услуг, организация товароведческих экспертиз, процедур досудебного разрешения споров, выпуск изданий для потребителей  и др. Предоставление части таких услуг на платной основе позволит снизить бюджетные расходы. В-третьих, за счет перехода на электронный вид передачи информации и  создания на базе Центра  обеспечения сети Интернет-портала по защите прав потребителей.

Оператор проекта

Оператором проекта является Общероссийский союз общественных объединений "Союз потребителей Российской Федерации". Учрежденный  в декабре 1990 года, Союз стал одной из первых массовых неполитизированных ячеек гражданского общества в новой России. Объединяет свыше ста общественных организаций, защищающих права и интересы потребителей в  54 регионах России, – основную часть всех реально работающих в стране потребительских объединений.

Основные направления деятельности СПРФ:

·              представление интересов потребителей перед органами государственной власти путем сотрудничества с ними при подготовке новых нормативных правовых актов и оппонирования им в случаях принятия норм, противоречащих интересам потребителей;

·              правовая помощь потребителям путем их консультирования, помощи в составлении претензий и исковых заявлений, поддержки или представительства в судах, а  также правового просвещения;

·              независимая потребительская экспертиза качества товаров и услуг, соблюдения прав потребителей.

СПРФ активно участвует в подготовке законопроектов, проводит мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающих интересы потребителей. СПРФ добился отмены или корректировки ряда правительственных решений, что позволило российским потребителям сэкономить не менее 2 млрд.руб.

За 15 лет работы Союза около двух миллионов граждан, чьи права были нарушены, получили в СПРФ квалифицированную юридическую помощь. Выиграно более 70 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба превысила миллиард рублей. Только в 2005 году  организации-члены СПРФ проконсультировали более 200 тысяч потребителей, помогли составить более 30 тысяч претензий, около 5 тысяч исковых заявлений, вели более 2 тысяч дел в судах в интересах отдельных потребителей. Кроме того, выиграно 364 дела в защиту неопределенного круга потребителей. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба составила 300 млн. руб., в том числе по решениям судов – около 40 млн. руб.

Специалисты СПРФ имеют необходимый опыт нормативно-методических и технологических разработок в области защиты прав и интересов потребителей, в том числе в Интернете.

Организация управления Проектом

Оперативное руководство Проектом обеспечивает его Координатор.

Консультативным органом Проекта является Экспертный совет, в состав которого входят члены Совета СПРФ и  ведущие специалисты в области защиты прав потребителей, представляющие соответствующие федеральные, региональные и местные органы.

Координатор проекта

·        обеспечивает организацию, планирование и координацию работ в рамках Проекта,

·        представляет Проект в органах государственной власти, местного самоуправления,   общественных объединениях.

Планирование работ и расходов

Общая последовательность и взаимоувязка решения задач по направлениям работ определяются укрупненным сетевым планом-графиком (Приложение 1), который утверждается Президиумом Генерального совета Партии по представлению Координатора Проекта и далее является неотъемлемой частью настоящего Положения.

Работы по Проекту ведутся и финансируются в соответствии с текущими сетевыми планами-графиками выполнения работ и производными от них сметами необходимых текущих расходов, принимаемыми на полугодие.

Текущие планы-графики выполнения работ по Проекту утверждаются его Координатором.

Для выполнения конкретных мероприятий укрупненного и текущих планов-графиков Координатор Проекта может создавать временные рабочие группы.

*) в связи с резким сокращением объемов финансирования Проекта этапы его реализации претерпели существенные изменения.

 

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html