Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

О саморегулировании участников потребительского рынка

03.03.2017

О саморегулировании участников потребительского рынка

(к заседанию Комиссии по применению КДП 3 марта 2017 г.)

Отраслевое саморегулирование состоит в добровольном принятии конкурирующими между собой хозяйствующими субъектами взаимных обязательств по соблюдению общих для всех правил поведения на рынке и о гарантиях возмещения иным физическим или юридическим лицам вреда, причиненного в результате нарушения кем-либо из них этих правил. Для разработки, согласования и принятия таких правил (стандартов), контроля за их соблюдением и обеспечения гарантий возмещения указанного вреда эти хозяйствующие субъекты создают отраслевую СРО, наделяя ее полномочиями корректировать стандарты, оценивать соответствие им своих действий и определять свои обязанности по возмещению признанного вреда.

Зачем им это нужно? Гражданско-правовой контроль со стороны конкурентов эффективнее внешнего административного контроля удерживает от недобросовестных действий, а гарантии внесудебного возмещения вреда для контрагентов (потребителей и поставщиков) предпочтительнее судебной защиты. Поэтому членство в СРО должно обеспечивать конкурентные преимущества перед не-членами. Дополнительным бонусом со стороны государства, заинтересованного в очищении рынка от нелегальных практик, могут стать преференции для членов СРО со стороны надзорных органов, привлечение СРО к разработке правоустанавливающих документов и главное – отказ от избыточного госрегулирования.

Если бы на потребительском рынке действовали СРО поставщиков и СРО продавцов или союзы таких СРО и они договорились бы между собой о таких общих правилах, которые сочли бы разумным компромиссом, достаточно было бы вписать эти общие правила в свои стандарты и создать на паритетной основе комиссию по разрешению споров.

Однако отраслевых СРО нет. Возможно, преимущества участия в них не дают такой выгоды, как недобросовестные конкурентные практики, если они безнаказанны, а может, слишком многие компании опасаются коллег по отрасли больше, чем государственного вмешательства. Для защиты своих общих интересов они используют союзы и ассоциации – значительно более мягкие формы объединения, в отличие от СРО не накладывающие на них каких-либо прямых ограничений. Эти союзы и ассоциации, представляющие разные стороны договора поставки, могут договариваться между собой об общих правилах взаимодействия, особенно когда рассчитывают этим предотвратить вмешательство государства, нежелательное наиболее сильным участникам рынка. Но у них нет полномочий принудить своих членов исполнять эти правила и гарантировать возмещение вреда третьим лицам. Отсюда и неизбежное формулирование правил в категориях не правовых, а морально-этических (добросовестно – не добросовестно), и необязательность для членов заявленного их союзом или ассоциацией признания этих правил (каждый должен сделать это самостоятельно).

В такой ситуации (а мы с КДП сейчас именно в такой ситуации) эффективное разрешение споров, в которых ни одна сторона не вышла за рамки закона, может достигаться только путем переговоров сторон, нацеленных не на «победу» одной из них, а на достижение компромисса, учитывающего интересы и риски каждой стороны. Именно это и предусматривает КДП (ст. 23, 24), предлагая сторонам спора провести такие переговоры самостоятельно, а в случае не достижения согласия передать спор на рассмотрение Комиссии с их участием. Поскольку сторона, не удовлетворенная решением Комиссии, вправе проигнорировать его или обратиться в иную инстанцию, Комиссия является не квазисудебным органом, а коллективным медиатором, цель которого помочь сторонам достичь согласия. Для этого в ней предусмотрены две равновеликие «группы поддержки» сторон и численно такая же группа авторитетных лиц, не обремененных интересами какой-либо стороны, на которых ложится роль организатора процесса переговоров между сторонами с участием «групп поддержки».

Исходя из такого понимания, предлагаю по вынесенному на заседание Комиссии 3 марта обращению Рыбного союза рекомендовать АКОРТ провести переговоры со своим членами, заявившими об отказе от применения КДП, на предмет пересмотра ими своей позиции, а в случае их отказа вынести вопрос на рассмотрение МЭС в контексте общей работы по модернизации КДП применительно к новым правовым условиям (и старым общим проблемам).

П. Шелищ


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
18.08.2017, 17:09
Светлана Мя →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Дорогие форумчане, пострадавшие, как и я от ООО "Зебра на Торпедо"!

Я юрист и знаю как нужно возвращать наши деньги. Вы можете обратиться в суд, и даже выиграете его. Но вы должны понимать, что ООО "Зебра на ТТорпедо", это юридическое лицо с уставны...
16.08.2017, 13:23
remonttehnikysc →  Меня обманула компания по ремонту ноутбуков
все-таки ноутбук отремонтировал здесь http://braun-ukraine.com.ua/remont-noutbukov/
08.08.2017, 23:48
Ermalnik →  Отказ интернет магазина возвращать деньги за пересылку наложенным платежем
О много полезной информации. А то всякие случаи бывают. Хотя стараюсь только на проверенных магазинах покупать крупный товар, чтобы деньги не потерять. А то думаю у многих подобные ситуации бывают.
Кстати как совет вот неплохой магазин http://brandius...
08.08.2017, 17:41
remonttehnikysc →  Где быстро и недорого?
Где можно быстро починить утюг? не греет совсем...
04.08.2017, 23:12
Flen →  Отказали в возврате
Добрый день! 16 июля 2017 года в магазине Ugg на Киевской купила туфли, вчера заметила на одной из них дырку и сразу повезла сдавать. В магазине мне отказали в возврате (хотя они на гарантии до 16 августа), так как я не подписывала их стандартную форму...

Архив новостей