Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Интернет-торговцы ответят за недостоверную информацию о товарах и услугах

20.02.2018

Кабмин разработал дополнительные механизмы для защиты прав потребителей

Интернет-торговцы ответят за недостоверную информацию о товарах и услугах

 

КОЛЛАЖ: ПГ

Правительство подготовило поправки в законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов перед потребителями за ложную информацию о товарах или услугах. Соответствующее сообщение опубликовано на сайте кабмина. Что нового содержится в изменениях, разработанных Роспотребнадзором? 

Чёткие правила игры

В конце весенней сессии 2017 года Правительство внесло в Государственную Думу, а депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон «О защите прав потребителей». Изменения назрели в связи с бурным развитием интернет-торговли и значительным количеством жалоб от потребителей о том, что они не имеют возможности защитить свои права после покупки товаров и получения услуг в Интернете. Основная задача документа, который сейчас готовится ко второму чтению, — усовершенствовать государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и усилить правовые гарантии для граждан, приобретающих товары и услуги в сети Интернет.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕДешевые лекарства: как сэкономить и где купить

Дешевые лекарства: как сэкономить и где купить

 

Как стало известно 19 февраля, Правительство подготовилопоправки в этот законопроект, направленные на восполнение пробелов в правовом регулировании при реализации товаров и услуг в Интернете и на создание дополнительных механизмов для защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в электронных сетях.

«Мы давно ждали этих поправок от Правительства, потому что закон достаточно давно был принят в первом чтении. И группа депутатов совместно с экспертным сообществом и широким участием представителей рынка, предоставляющего подобные услуги, участвовала в работе над подготовкой поправок, которые, безусловно, внесут свой вклад в повышение безопасности интернет-торговли», — рассказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олег Алексеев. По словам депутата, сам рынок сегодня глубоко заинтересован в том, чтобы появились чёткие «правила игры» — нормы регулирования и самое главное - нормы ответственности.

Средства массовой агрегации

Прежде всего поправками уточняется понятие «агрегатор», под которым подразумевается самостоятельный субъект ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию о товаре или услуге. Согласно определению, предложенному Правительством, агрегатором может быть организация либо индивидуальный предприниматель, являющиеся владельцем компьютерной программы либо интернет-сайта, предоставляющего потребителю возможность ознакомиться с предложением продавца и заключить договор купли-продажи товара либо услуги, а также произвести предварительную оплату указанного товара путём перевода денежных средств по безналичному расчёту.

 

В 2,5разав период за 2012-2017 годы, по статистике Роспотребнадзора, выросло число жалоб касательно дистанционной торговли.

 

Кроме того, в соответствии с поправками понятие «агрегатор» исключает «осуществление деятельности, связанной с распространением рекламной и иной справочной информации о товаре (услуге)». Другими словами, речь о сайтах, рекламирующих товары и услуги, но не предлагающих механизма их приобретения.

По мнению руководителя Союза потребителей России, депутата Госдумы нескольких созывов Петра Шелища, благодаря уточнению понятий поправки устраняют ошибочную практику наименования агрегаторов «товарными» или «агрегаторами товаров и услуг». «То, что вместо понятия «товарный агрегатор» теперь присутствует понятие «агрегатор информации о товаре либо услуге», очень существенно, потому что понятие «товарный агрегатор» вводило в заблуждение всех участников правоотношений, поскольку объектами агрегирования в действительности являются не товары или услуги, а оферты их продавцов и исполнителей. Функция же агрегаторов ограничивается обеспечением потребителям возможностей доступа к офертам, их акцепта и предварительной оплаты в рамках единого интернет-ресурса», — объяснил «Парламентской газете» эксперт.

Кто ответит за качество?

Правительственные изменения, помимо прочего, уточняют перечень информации, которую агрегатор обязан предоставить потребителю, и ответственность, которую он несёт. В частности, поправками устанавливается ответственность агрегатора за недостоверную информацию о товаре или услуге. «Предусматривается ответственность агрегаторов за реальный ущерб, обусловленный предоставлением заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортёре), на основании которой был заключён договор с потребителем», — говорится в сообщении кабмина. Дополнительно поправками закрепляется обязанность продавца по передаче агрегатору достоверной информации о себе. При этом отмечается, что агрегатор может не возмещать убытки потребителю, если он не изменял информацию о товаре или услуге, представленную продавцом.

 

По мнению Петра Шелища, тут важно то, что на агрегатора возлагается ответственность за достоверность предоставляемой потребителю информации о продавце либо исполнителе услуги, а также данных о товаре, но не за качество самого товара или услуги. «Проблема у потребителя с агрегаторами одна — когда договор не исполнен. То есть вы заказали какой-то товар либо вызвали такси, но в итоге товар не доставлен, а такси не приехало либо вам доставили другой товар, а такси приехало без детского кресла. И вы хотите предъявить претензию продавцу или исполнителю услуги, но не можете его найти, потому что агрегатор указал неверные контактные данные», — объясняет эксперт. По его словам, агрегатор в таких случаях должен нести полную правовую ответственность, потому что у него, в отличие от потребителя, есть предостаточно возможностей проверить достоверность данных продавца или исполнителя услуги.

В свою очередь, Олег Николаев обращает внимание на то, что агрегаторы не в состоянии обеспечить требования контроля за качеством предлагаемых продавцами товаров. И поэтому необходимо законодательно определить степень достаточности информации, которая позволит потребителю сделать правильный выбор и вместе с тем будет «удобной для всех участников процесса». «Нужно, чтобы, с одной стороны, агрегаторы предоставляли достаточно информации для потребителя, а с другой — чтобы на них не возлагались такие же обязанности, как на самого производителя. Потому что очевидно, что некоторые требования можно и нужно предъявлять только к производителю или поставщику товара», — убеждён парламентарий.

 

Источник: https://www.pnp.ru/economics/internet-torgovcy-otvetyat-za-nedostovernuyu-informaciyu-o-tovarakh-i-uslugakh.html


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.06.2018, 22:40
Ermalnik →  строительство дачного дома
А вот еще вопрос, я вот купил себе дождеприемник https://331.com.ua/dozhdepriemniki-i-reshetki вот такой вопрос, устанавливать его надо до ремонта или уже в конечной стадии? Я начал строительство и ремонт дома, но вот ставить сейчас надо или все же позже?
17.03.2018, 22:25
Ermalnik →  Отказали в гарантийном ремонте Land Rover Diskavery 4
Полезные вещи, нужно будет по запоминать. А то покупки разные бывают часто, может не такие большие как у вас, но всё же. Всякие запчасти, аксессуары и прочее. Хочется знать свои права и понимать на что рассчитывать в подобных ситуациях.
Хотя последняя...
07.03.2018, 16:42
Ясько Виктор →  пришло не то содержимое что предпринять?
В интернет магазине заказал посылку, пришло не то содержимое что предпринять?
07.03.2018, 16:40
Ясько Виктор →  Можно ли осуществить возврат наушников
Как тут вопрос разместить?
28.02.2018, 10:11
Rufina →  Фактический или почтовый адрес
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, если в договоре указаны фактический и почтовый адреса суд удовлетворит, что претензия направлена на фактический адрес? или на почтовый также обязана направить?
Юридический в договоре не указан.

Архив новостей