Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Союз потребителей России опубликовал результаты ежегодного опроса потребителей

12.03.2007

Результаты опроса о состоянии защиты прав потребителей в России в 2006 году

    В 2006 году более всего жалоб было связано со сферой торговли: ненадлежащим  качеством продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольной продукции, обсчетом и обвесом покупателей, подделкой и фальсификацией продукции. С этими нарушениями столкнулись  80 % потребителей. У более трети потребителей были нарушены права при предоставлении  жилищных и коммунальных услуг.

    За последние 10 лет в структуре нарушений, с которыми сталкиваются потребители, произошли заметные изменения. Резко сократилось число нарушений в сфере финансовых услуг и на городском транспорте. Заметно меньше претензий потребители стали предъявлять к качеству продуктов питания и алкогольной продукции, к обсчету и обвесу в торговле. Постепенно улучшаются медицинское и бытовое обслуживание потребителей, работа железнодорожного транспорта. В то же время отчетливо просматривается тенденция,  особенно в последние 5 лет,  роста нарушений при продаже непродовольственных товаров и их гарантийном ремонте. За  последние 5 лет выросло  число нарушений в сфере жилищно-коммунального обслуживания,  связи и на авиатранспорте.

    В результате нарушений потребительских прав в той или иной степени понесли ущерб здоровью 19 процентов  респондентов, материальные убытки - 60,  моральный ущерб 53 процента респондентов. 10 лет назад оценка последствий нарушений  потребителями своих прав была существенней и составляла соответственно 36, 74 и 73 процента. Более всего ущерб здоровью потребителей нанесли некачественные продукты питания, на втором месте - алкоголь,  на третьем - медицинские услуги, на четвертом -жилищно-коммунальные услуги. Материальные убытки прежде всего связаны с приобретением некачественных   непродовольственных товаров, продуктов питания, с обсчетом, обвесом покупателей, жилищно-коммунальными услугами. В нанесении морального ущерба, по мнению респондентов,  лидируют жилищно-коммунальные услуги, некачественные продовольственные и непродовольственные товары, услуги связи

Таблица 1

К каким товарам  и услугам имеются претензии

(в процентах к ответившим)

 

 

 

 2006 год

 

 2001 год

 

1996 год

 

 

2006 год

+;- к

2001  году

 

2006 год

+;- к

1996  году

Продукты питания

49,2

51,8

58,7

-2,6

-9,5

Непродовольственные товары

38,0

32,0

35,6

+6,0

+2,4

Жилищно-коммунальные услуги

34,5

30,8

37,1

+3,7

-2,6

Обсчет, обвес

30,4

36,2

41,4

-5,8

-11,0

Подделка под  известные брэнды

19,9

Медицинские услуги

19,4

18,2

26,2

+1,2

-6,8

Алкоголь

17,2

17,7

27,7

-0,5

-10,5

Связь

16,0

14,0

16,6

+2,0

-0,6

Нарушение сроков исполнения

15,7

10,5

14,2

+5,2

+1,5

Бытовые услуги

15,6

15,9

20,9

-0,3

-5,3

Транспорт городской

13,8

19,9

31,5

-6,1

-17,7

Туризм, отдых

5,0

4,1

6,7

+0,9

-1,7

Авиатранспорт

5,0

2,8

6,5

+2.2

-1,5

Транспорт железнодорожный

4,6

6,4

8,4

-1,8

-3,8

Финансовые услуги

3,9

4,1

22,7

-0,2

-18,8

         

Ежегодно проводимые СПРФ опросы показали. что за последние 12 лет наши потребители стали гораздо лучше  ориентироваться в потребительском законодательстве: доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась в 2,1 раза (с 50 до 23 процентов).  Это следствие значительной работы государственных и общественных структур, занимающихся защитой прав потребителей. Велика в этом вопросе роль центральных и региональных средств массовой информации. В 1,8 раза (с 34 до 62 процентов) выросла доля лиц, которые решились бороться за свои нарушенные потребительские права.

В целом результативность борьбы за права потребителей  заметно повысилась. По сравнению с 1996 годом почти   на 14 процентных пунктов выросла доля респондентов, которым удалось, добиться положительного результата при отстаивании своих прав. Изменились и оценки потребителями перспектив дел,  еще находящихся в процессе рассмотрения. За эти годы доля «оптимистов» выросла в 1,5 раза.

            Наивысшие положительные  результаты при предъявлении претензий в минувшем году достигнуты по нарушениям, связанным с авиаперевозками, обсчетом, обвесом потребителей,  продажей товаров ненадлежащего качества.

            Гораздо труднее возместить ущерб потребителям при нарушении их  прав в сферах медицины и связи. При этом как отрицательные, так и положительные результаты разрешения конфликтов выше, чем в среднем по опросу, отмечаются при предъявлении претензий. связанных с некачественным алкоголем и обсчетом и обвесом. Это, по-видимому, объясняется тем,  что данные  претензии  в большинстве не доходят до суда и  разрешаются либо не разрешаются непосредственно  на месте.

Таблица 2

Результаты рассмотрения обращений потребителей

(в процентах к ответившим)

 

 2006  год

1996 год

2006 год

+;- к

1996  году

Ничего не вышло

12,2

27,5

-15,3

Пока нет и не жду

5,1

5,5

-0,4

Пока нет, но надеюсь

21,0

19,1

+1,9

Положительный, но недостаточный

32,1

 

24,6

 

+7,5

Полностью удовлетворил

29,6

23,3

+6,3

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей