09.12.2008 [16:15] 09.12.08, "Казахстан Сегодня"
Алматы. 9 декабря. "Казахстан Сегодня" - Новый закон о защите прав потребителей в существующей редакции принимать нельзя. Об этом сегодня в ходе пресс-конференции сообщила президент ОФ "Национальная лига потребителей Казахстана" Светлана Савченко, передает корреспондент агентства.
Как напомнила С. Савченко, в Казахстане с 1991 года в закон о защите прав потребителей не было сделано ни одной поправки. "То есть с 1991 года мы живем с вами по тому закону, который регламентирует взаимоотношения между потребителем и предпринимателем. Мы отмечали, что это вообще закон Казахской ССР, мы первыми в странах СНГ приняли этот законопроект. И с того времени было всего два постановления пленума Верхового суда, в котором разъяснялось, что подразумевается под моральным ущербом - это первое, и второе было посвящено финансовым взаимоотношениям государства и обществ защиты прав потребителей", - сказал она.
По словам С. Савченко, в настоящее время в правительстве готовится к принятию проект закона о защите прав потребителей, который уступает по многим статьям действующему закону о защите прав потребителей от 5 июня 1991 года. Законопроект не содержит нормы, которые предусмотрены действующим законом и эффективно применяемые сегодня.
Например, как отмечает президент "Национальной лиги потребителей Казахстана", в законопроекте не предусмотрены: основание и срок обмена либо возврата товара надлежащего качества; досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (производителем, исполнителем); штрафные санкции за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя и разрешения спора; право выбора подсудности; ставка неустойки за неисполнение требований потребителя; право инициирования проверок при установлении фактов нарушения прав потребителей; и нет нормы, освобождающей общества потребителей от оплаты госпошлины при обращении в суд в интересах потребителя, и ряд других принципиальных норм, устанавливающих механизмы защиты нарушенных прав потребителей.
Кроме того, несмотря на представленные предложения "Национальной лиги потребителей Казахстана" к законопроекту, основанные 14-летней практикой защиты прав потребителей в судебном и досудебном порядке, при разработке данного законопроекта они не были приняты во внимание. Как сказала С. Савченко, на данный факт отреагировал лишь аппарат президента РК, и предложения "Национальной лиги потребителей Казахстана" по законопроекту были представлены во внимание законодателей.
"Согласно новому законопроекту предприниматель является потребителем, то есть когда он что-либо приобрел для собственного пользования, он сразу становится потребителем. А где та грань, которая определяет, когда он приобретает для собственного пользования, а когда для нужд бизнеса? Тогда у нас нет этой дефиниции, что потребитель - слабая сторона договора, если предприниматель им становится", - считает С. Савченко.
По ее мнению, новый законопроект о защите прав потребителей в том виде, в котором его подготовили, принимать нельзя.
Как сообщила С. Савченко, законопроект должен быть принят летом следующего года. http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=123659 |