18.12.2008 20:00 17.12.2008 Факты KM.RU
Минэкономразвития прогнозирует инфляцию по итогам года на уровне 13,5%, в то время как за 11 месяцев она составила 12,5%.
Согласно опубликованным сегодня данным Росстата, инфляция с 9 по 15 декабря 2008 года составила 0,1%, с начала месяца - 0,3%, с начала года - 12,9%. (Для сравнения: в прошлом году этот показатель с начала месяца составил 0,7%, с начала года - 11,4%, в целом за декабрь - 1,1%).
За прошедшую неделю наибольший прирост цен отмечался на куриное мясо, яйца, консервы мясные, рыбу замороженную, чай, соль и отдельные виды кондитерских изделий - 0,4-0,6%.
Продолжалось снижение цен на рис, пшено, муку, масло подсолнечное и сахар, которые за неделю подешевели на 0,1-0,7%.
Плодоовощная продукция в среднем подорожала на 0,3%. При этом цены на капусту выросли на 1,3%, лук репчатый подешевел на 0,1%.
Бензин автомобильный и дизельное топливо снизились в стоимости на 2%.
При этом уровень потребления в России упал до самого низкого уровня за последние 3 года. А по субъективным оценкам граждан, инфляция только за последние 3 месяца составила 17%. Такие данные приводит в своем исследовании, составленном на основании интернет-опросов, авторитетная американская маркетинговая компания Nielsen.
Причиной столь стремительного снижения уровня потребления стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством, отмечают исследователи. 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или просто плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе, а ведь еще в сентябре-октябре таковых было более 50%.
По данным отчета Nielsen, 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. По оценке покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом многие не связывают рост цен с кризисом, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.
Серьезно пошатнулась и уверенность россиян и в стабильности своего финансового положения. В сентябре-октябре 2008 года две трети (67%) российских онлайн-пользователей оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных сказали, что уверены в своих финансах.
Однако что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42% участников онлайн-исследования Nielsen сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров, - столько же, сколько и 3 месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%.
Несмотря на рост пессимизма, экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений.
Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкую тревогу.
Более двух третей участников исследования ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет - 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию - 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние 3 месяца.
Исследование показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, - необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.
По данным Nielsen, 73% участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и 3 месяца назад.
В таких категориях, как хлеб, чай, молоко, шампуни, стиральные порошки и сигареты, т. е. товарах повседневного спроса, потребление изменилось незначительно.
Однако торты, пирожные, мясо, пиво, минеральная вода попали в «группу риска». Почти каждый третий опрошенный сообщил, что стал покупать этих товаров меньше, чем 3 месяца назад. Причем 10% опрошенных сообщили, что вообще отказались от покупки тортов-пирожных за последние 3 месяца.
8% респондентов ответили, что совсем не покупали мяса, а столько же - водку. Последнее несколько удивляет - водка в России традиционно считается «лекарством» от тяжелых времен. Но, видимо, российские интернет-пользователи, которые, напомним, и были респондентами опроса Nielsen, - сторонники здорового образа жизни, что не может не радовать.
Нина Сергеева
Источник: KMnews
|