Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Корнелиюс Папшис – президент Национальной конфедерации защиты прав потребителей: в Литве клиент всегда неправ

29.01.2009

Кормушка по протекции, или То, что позволено Юпитеру, не положено быку

Как вы думаете: может быть качественным товар, если его предлагают купить за один лит? Ответ понятен: конечно, нет. Тем не менее мы каждый день в погоне за дешевыми товарами «ведемся» на различные акции, на красочные рекламы, с которых очаровательные девушки, заманивают приобрести то, что нам совсем не нужно. И мы покупаем, а потом пытаемся защитить свои права, когда обнаруживаем, что приобретенная вещь оказалась некачественной и употребить ее по назначению невозможно.

Есть замечательная поговорка: «Скупой платит дважды, а дурак - всю жизнь». У нас зачастую дважды платит не только скупой, но и тот, кто не понимает, что с ним на самом деле выделывают те, кто на этом наживается. Запретить рекламу, даже очень нечистую, невозможно. Но в Конституции нашей страны записано, что государство защищает интересы потребителей. Почему, когда  эти интересы, действительно надо защищать, в ответ потребитель от государственного служащего слышит: почему вы внимательно не читали инструкцию и т.п.

Помимо ассоциации по защите прав потребителей обманутому покупателю некуда обратиться. Если кто-то еще уповает на периодические издания как на 4-ю власть, здесь иллюзии можно развеять. Из соответствующего закона уже исчезла глава, которая гласила, что достоверная информация, опубликованная в средствах массовой информации, служит поводом для возбуждения следственного дознания. На сегодня газеты лишены даже этого права: сделано все, чтобы журналистов превратить в бульварных  сплетников, а интересы граждан Литвы как можно меньше освещались и защищались прессой.

Корнелиюс Папшис - президент Национальной конфедерации  защиты прав потребителей, в которую входит и сотрудничает  ряд общественных (не государственных)  ассоциаций Литвы. «Худо-бедно, - считает он, - но защитить потребителей от некачественных продовольственных и непродовольственных товаров еще можно. Ведь их не только покупают простые граждане, но и так называемая элита,  а также их родственники. Но то, что происходит на строительном рынке, когда речь заходит о реновации многоквартирных домов, ремонта крыш, элементарной эксплуатации домов, вот здесь незащищенность  жильцов проявляется по всем статьям «прописных истин» номенклатуы».

Клиент всегда не прав

Никто не заинтересован, чтобы на литовский рынок попадал качественный товар, считает К. Папшис. В советские времена говорили, если покупаешь телевизор, становишься мастером по его ремонту. Сегодня ты становишься мастером не только по ремонту телевизора, но и компьютера, и мелких электробытовых товаров, потому что иногда выходит дешевле самому разобраться. Только что купленную вещь, которую вы привезли домой, и она тут же сломалась, вам никто не поменяет на новую и деньги за нее не вернет -  либо ремонтируйте по гарантии, либо сидите с поломанной. О неустойке за некачественную вещь нет и речи. Зато, если вы вовремя  не внесете очередной  взнос за товар, взятый в лизинг, пени начнут начислять сразу,  а если гарантийный ремонт затянется на несколько месяцев, никого это волновать не будет. Ведь  значимость  интересов  рядового  потребителя равна нулю по  сравнению  со  значимостью тех, кто ворочает  миллионами.

По закону - это элементарное нарушение прав потребителя. Еще мелкие магазинчики побаиваются так нагло обманывать покупателей, зато большие монстры - торговые центры - обманом занимаются на каждом шагу. Покупаешь, к примеру, сравнительно дешевый принтер, но тебе не объясняют, что другие чернила,  к этому принтеру не подходят, что их замена обойдется дороже, чем сам принтер, и вообще, купив подешевле, тебя ставят в зависимость, как наркомана, на сотни литов. В нашей стране, к сожалению, срабатывает один девиз: «Клиент всегда не прав». А если вы захотите решить что-либо по закону, вам предложат обратиться в суд, а решения суда можно ждать и год, а то и все четыре.

Это системная политика, в которой правит не государство, не его интересы, а интересы номенклатурщиков. Ведь посмотрите, что происходит: министры меняются, а нижнее звено как сидело, так и сидит. Их принципы и установки остались одни и те же - сделай все, чтобы не делать ничего. Такие установки так и «прут» из всех  решений в этой сфере  деятельности как в государственных, так и в самоуправленческих  структурах.

Реновация по шаблону

Аналогичная ситуация происходит и в строительной сфере. В период с 2000 по 2003 годы из закона о строительстве  было  выведено  понятие  ухода  и эксплуатации строений и вернулось  с дополнением только в 2005 году.

В результате пятилетнего  самоотстранения,  рассказывает Папшис, в стране не осталось не  только министерства строительства или комитета,  а  вообще было изъято все, что  представляло отстаивание  интересов  потребителей по  государственному надзору  как в строительстве, так и по уходу и эксплуатации строений. Результаты не просто плачевны,  а  с трагическими последствиями, за которые никто и не ответит: 14-летнего юношу раздавило обвалившемся балконом в июне 2005 года на улице  Панярю, а прошлым  летом в  недосмотренной  канализации за  Каролинишкской  сянюнией  найден  другой  парнишка ...

Процесс реновации многоквартирных домов, о котором без устали говорят в последнее время, в том варианте, в каком предлагают жильцам, пользы не принесет. На каждый дом при реновации нужен индивидуальный подход,  считает  К. Папшис. Надо найти то слабое место, от которого и следует осуществлять проект по обновлению. Но никто не ищет слабых мест, вся реновация проходит под один шаблон. Надзорщиками, исполнителями назначают не специалистов, а по протекции, своих, чтобы можно было контролировать поток средств, выделенных государством (50 %) под реновацию.

Например, на реновацию одного из первых жилых домов в Вильнюсе было выделено три миллиона литов. Образцово-показательный дом представлял собой, как в старые времена,  отчет о новой  технологии в показушном стиле, а не в инженерной рациональности.

Среди других миллионов, выделенных на единичные  проекты под реновацию, так и прет протекционизм, а в погоне за дармовщиной  - вплоть  до  фальсификации сведений  на  получение разрешения на работы. Так, под один из оговоренных  фактов выдано  разрешение на создание проекта, который осуществляла фирма-однодневка. Она была создана специально для этого проекта, и еще реновация не была закончена, а организация уже испарилась. Интересно,  что даже номер  аттестата  фирме был выдан значительно позже,  чем  сам протокол  разрешения. 

От самого процесса реновации, как он выполняется, продолжает К. Папшис,  приходишь в ужас: утеплительные работы, штукатурка не могут проводиться, когда температура воздуха ниже -5 градусов. Влажность не способствует качеству работы - все это выкидывание денег на ветер, и через несколько лет, когда на доме после такой реновации пойдут трещины, все придется делать заново. Поскольку утепление стен дома таким способом, процесс, конечно, трудоемкий, но ненадежный. Сами строители не заинтересованы во внедрении новых и подходящих технологий только потому, что боятся остаться без работы. Если они начнут качественно строить и ремонтировать, в будущем им нечего будет делать. А сейчас очень удобные условия: сделал, протолкнул некачественную работу, а через несколько лет опять ремонтируй, и так до бесконечности, пока когда-нибудь дом совсем не рухнет.

К сожалению, как обновляют дома старой постройки, так же строят и новые. В Северном городке, к примеру, на домах, построенных пять лет назад, уже пошли трещины. Жильцы в панике, но виновника найти трудно. В таких ситуациях всегда находится только «стрелочник». Поэтому реновация в скором будущем понадобится не только домам советских построек, а и новому жилью. Потому что строят некачественно, никто в процесс строительства не вмешивается, самое главное - затрат по минимуму, чтобы осталось, что можно положить в собственные карманы, а также тем, кто будет принимать работы, которые не соответствуют никаким требования,  вплоть до государственной комиссии. 

На сегодняшний день реновация - удобная кормушка для тех, кто ее получает по протекции - сколько денег можно прикарманить за счет такого «обновления» дома!
Другое дело, если вам дадут взятку, за которую можно и сесть, а здесь все «схвачено» и проверять никто не будет. Государственной политики в этой сфере нет. Нельзя давать недорослю спички, как и обществу, которое еще не доросло до демократии. Государство нужно для того, чтобы оно выполняло свои функции, а именно защищало интересы граждан. Увы, сейчас государство этого не выполняет. Мы, общественные организации по защите прав потребителей, что-то пытаемся делать, но нас зажимают и душат, не создают нормальных условий для работы.

Полнейшая несостоятельность

Если пройтись только по Вильнюсу, я гарантирую, что процентов на пять расходы тепла можно уменьшить, не дожидаясь реновации,  говорит Папшис. Люди сами меняют окна в своих квартирах, утепляют балконы. Экономия тепла идет не только для себя, но и для всего дома. Все, что я сэкономлю, будет разделено на всех жильцов и даже на того неряху, у кого в квартире, простите, «ветер гуляет», а он не может просто-напросто замазать щели обыкновенным макрофлексом. А вот если я ухитрюсь у себя в квартире поставить радиатор с дополнительными секциями или в ванной комнате мне сантехники установят пол с подогревом, то и за это заплатят все жильцы дома. Так что не удивляйтесь, если вам стали приходить большие счета за отопление: можете поблагодарить своего соседа, у которого обогреваемый пол в ванной. Делят на всех поровну.

Но больше поражает не непорядочность некоторых жильцов, а то, что присмотром многоквартирных домов занимаются некомпетентные люди. Я специально посмотрел по столичным сянюниям, кто отвечает за уход и эксплуатацию домов. Из всего списка нашел только в одной сянюнии специалиста, аттестованного на строительные работы. Встречаются даже такие, кто закончил консерваторию, но они нужные люди, поэтому и работают в сянюниях. А настоящих профессионалов можно пересчитать по пальцам. В Вильнюсском самоуправлении, например, остался один-единственный отдел, в котором работают три человека и которым  даны права проверять и применять  санкции на некачественно выполненные работы.

Сянюнии здесь  ни  при чем: ворочают  делами  сянюний  неподвластные  УАБ (закрытые акционерные общества), учредитель  которых, как  правило, самоуправления, владеющие  если  не  всем, то  большей частью пакета акций. Они сами  решают: что  выгодно  делать, а что нет.  Круговая  порука, жертвами  которой становятся потребители таких услуг, и которые отданы государством на  призвол. К  примеру, жителям  12-этажки  в  столичном районе Лаздинай покрыв  всего лишь техническую  надстройку под лифты цинкованой  жестью,начислили  ремонтных работ  больше, чем на 16 тысяч литов,  всего лишь за то,  что  при  ремонте крыши  были  некачественно  выплнены стыки.  Жителям дома повезло, что покрыли цинкованной, а не золоченой  жестью...

Увы, у государства нет даже специальных институций или организаций, которые могли бы контролировать и защищать интересы жильцов многоквартирных домов от некачественного  надзора и строительных работ. Надо понять, что любой ремонт  дома  - это не забота нескольких жильцов, которые, к примеру, живут на последнем этаже и у них протекает крыша - это забота всех жильцов этого дома, это их интерес. Но жильцов некому защитить, государство этого сделать не может. Вот в чем парадокс. Везде срабатывают только двойные стандарты: если люди начинают жаловаться, что все плохо, значит,  виноваты в этом они, а те, кто получает за это деньги, всегда выкрутятся. Законы и их предписания, которые действуют в нашем государстве, способствуют не защите интересов граждан, а наоборот поощряют произвол. Несоблюдение законов Конституции отдельными лицами - преступление, а если за этим стоит группа, то спросить по закону не ского. Общественные организации, как рыбы об лед, пытаются защитить потребителей в дебрях халатности двойных стандартов. Поэтому и встает вопрос: когда же власть будет отвечать за свою несостоятельность и  выполнять  назначенные им  обязанности?

Источник Литовский курьер


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей