26.02.2009
Мария Соловиченко Татьяна Романова Ведомости
26.02.2009, №34 (2304)
Именно конечный потребитель обеспечил наибольший вклад в ВВП (более 60%) в январе текущего года. Несмотря на падение российской экономики, спрос на потребительские товары продолжал расти - на 5,8%, по данным ЦБ.
По расчетам Центра развития, прирост был почти втрое скромнее - 2%. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в январе расходы домохозяйств на покупку товаров, услуг и общественное питание составили 1,47 трлн руб. против 1,27 трлн руб. в январе 2008 г., инфляция за 12 месяцев по январь - 13,4%; таким образом, прирост составил почти 2,1%.
С ноября 2008 г. доля россиян, решившихся на крупные покупки, плавно увеличивалась: по данным «Комкон», в январе такой способ «сбережения» выбрали 15% жителей крупных городов России, а в ноябре - 12%.
Рост продаж в январе фиксируют продавцы бытовой техники. Он составил 15% к январю 2008 г., сообщает Леонид Тюкавкин из «Техносилы»: люди ожидают повышения цен из-за роста курса доллара и евро и торопятся покупать. У «» также рост январских продаж - на 47% по сравнению с январем 2008 г.
В торговой сети «Мир» рост - 12% по сравнению с январем 2008 г., в ноябре - декабре 2008 г. было сильное падение продаж. Пресс-секретарь сети Елизавета Тотунова заметила перекос спроса: упали продажи мобильных телефонов и компьютерной техники (на 20-25%), товаров досуговой категории - аудиотехники, DVD-проигрывателей, фотоаппаратов (на 12-18%).
Прибавили в продажах и продовольственные сети. Выручка «» выросла на 25% по сравнению с январем 2008 г. Выручка сети «» в январе выросла на 42%. «Продукты питания - последнее, на чем люди будут экономить», - объясняет совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в России вырос по сравнению с январем 2008 г. на 14,3%, отдельно продуктового ритейла - на 21,2%.
На походах в кино люди пока не экономят (сборы кинотеатров, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», на 12% больше, чем в январе 2008 г.), а вот турфирмы уже отмечают спад. Директор по продажам «Натали турс» Михаил Лапшин отмечает, что снижение турпотока в январе зафиксировано на уровне 30-35%: «Египет упал на 50%, Таиланд - на 40%, ОАЭ - на 30%, Европа - примерно на 20%».
По данным директора по рекламе и пиару «Кухнистроя» Алексея Лимонова, мебельный рынок сейчас стоит: «Мы не выполнили установленный на январь план продаж на 30%».
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей упали на 33% по сравнению с январем 2008 г. и на 44,5% - с декабрем 2008 г.
«Скачок потребления в отдельных категориях товаров - временное явление, общий уровень доходов населения снижается», - говорит главный экономист Центра развития Валерий Миронов. По его прогнозу, следующий скачок в потреблении можно ожидать в апреле: «Люди сделали ставки на короткие депозиты, и в апреле они станут фиксировать прибыль». Источник Ведомости |