Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Потребитель – не лох! Но это нужно доказать

02.06.2009

Потребитель - не лох! Но это нужно доказать

Сегодня одной из главных проблем на отечественном рынке товаров и услуг является отсутствие, за исключением рекламы, полной и объективной информации о качестве тех или иных товаров, соотношения цены и качества, их конкурентоспособности.

Поэтому часто мы, потребители, не знаем - как отстоять свои права, когда сталкиваемся с их нарушениями. Об этом и не только наш разговор с президентом общественного Фонда защиты прав потребителей Якутии А.А. Иноземцевым.

- Александр Авангардович, многие не знают о существовании вашего Фонда. Давно ли он был создан и главное - зачем?

- Вообще, я сам лично, как юрист, занимаюсь защитой прав потребителей уже почти десять лет. Поначалу наш Фонд был общественной организацией с членскими взносами. Но со временем работа приобрела профессиональную деятельность, и мы преобразовались в общественный Фонд по защите прав потребителей. Наша основная цель на сегодня - это как защита прав потребителей, так и формирование средств для защиты прав потребителей.

- Вы сотрудничаете с другими подобными организациями из России и регионов?

- Конечно. Наш Фонд вступил в Союз потребителей России, куда входит более двухсот подобных организаций со всей страны. В прошлом году я ездил на конференцию, которая проходила в рамках 20-летия потребительского движения. Сейчас у нас совместный большой проект с партией «Единая Россия» - «Единая национальная некоммерческая сеть правовой поддержки потребителей». В рамках этого проекта у нас с февраля работает «горячая линия» и любой потребитель может позвонить и проконсультироваться по своим правам. Вообще, сейчас сделали больший акцент в работе на профессиональную деятельность наших юристов, на защиту в судах и ограничили проверки предпринимателей. Хотя статьей закона 45 эти проверки проводить мы имеем право. Но проблемы цивилизованного потребительского рынка только такими проверками не решаются. Эти проверки мы проводим только по заявлению потребителя для сбора доказательной базы, чтобы найти какие-то нарушения и передать в надзорные органы.

- А что тогда в работе вашего Фонда должно быть приоритетным?

- Приоритетным все-таки должна быть охрана прав потребителей и для этого нужно наших потребителей просвещать. Поэтому во Всемирный день Защиты прав потребителей мы проводим во всех библиотеках нашего города семинары для широкой аудитории. Еще устраиваем конференции по различным областям защиты прав потребителей.

- Насколько ваш Фонд является авторитетной структурой?

- Да, к нам стали прислушиваться на различных уровнях. В свое время мы добились, что органы местного самоуправления издали два распоряжения о комплексных мероприятиях. Наш Фонд входит в координационный совет при мэрии, мы являемся членами координационных советов при Антимонопольной службе и при Роспотребнадзоре Республики Саха (Якутия). Также наш Фонд находится в постоянном сотрудничестве с правоохранительными органами, экспертами, экологическими ведомствами. Нас признают, с нами консультируются и у нас в основном всегда положительные результаты.

- Александр Авангардович, с какими проблемами чаще обращаются к вам?

- По самым разным. Конечно, на первом месте - обращения и жалобы, связанные с торговой сферой. Много жалоб, впрочем, как и всегда на сферу ЖКХ. Все мы, потребители ЖКХ, но нам главное - вовремя оплатить коммунальные услуги, чтобы не было пени. А за что мы платим, насколько качественно выполняют оплаченными нами же услуги наши Управляющие компании, мы не задумываемся. Мы так привыкли, а УК на этом только наживаются. Все говорят: «Когда будут порядок в ЖКХ?». Так мы сами провоцируем их на тот беспорядок и в первую очередь своим равнодушием.

- Другими словами можно сказать, что мы, как потребители, ведем себя часто как обычные лохи, да?

- Да, и так можно выразиться. Мы не знаем о своих правах, не умеем их защищать, а производители, поставщики и продавцы очень хорошо знают обо всех законах и правах потребителей. Пользуясь этим пробелом, они часто вводят нарочно в заблуждение потребителей.

- Вы сказали, что много жалоб в сфере торговли. На что больше претензий, на какие товары?

- Достаточно жалоб на покупки бытовой техники, компьютеры и комплектующие, продукты. Но больше всех, конечно, жалоб связано с покупкой и ремонтом сотовых телефонов.

- А это связано с тем, что сотовые в основном китайского производства?

- Что касается Китая, то сейчас весь мировой рынок охвачен этой страной. Даже если на товаре написано, что произведено в России или в Англии, это не значит, что его не собрали и не сделали именно в Китае. Ведь китайцы - главная рабочая сила в торговом производстве во всем мире. Сотовые телефоны - это самый ходовой сейчас товар. Все пользуются ими и они часто ломаются, поэтому покупают новые.

- Что вы можете посоветовать покупателям сотовых?

- Не стоит покупать товары, те же сотовые или бытовую технику, внимательно не ознакомившись с инструкцией на месте, а не дома. Также потребители часто не соотносят цену и качество. Как часто бывает, мы покупаем дорогие сотовые, а их функциями пользуемся всего на процентов двадцать. Зачем тогда спрашивается покупать дорогостоящие сотовые, когда в них нет необходимости? Недавно к нам обратился покупатель, который купил электромотор и возмущался, что он слабо качает. Хотя в паспорте написано, что он будет качать именно по такой мощности. Покупатель должен не стесняться требовать полную информацию о товаре у консультантов и продавец обязан информировать и предупреждать обо всех плюсах и минусах данного товара. В продуктовых магазинах тоже часто вводят в заблуждение или совершают неправомерные действия по отношению к потребителям. Мы проводили экспертизу колбас, казалось бы, в солидном супермаркете «Универсам». Представляете, там даже нет контрольных весов! Когда мы стали проверять уже взвешенную колбасу, то выяснилось, что почти каждая колбаса больше на 50-100 грамм. И знаете, как нам ответили продавцы: «Все дело в усышке, колбаса засыхает». Вот так вот! В каждом магазине производитель или поставщик обязан на этикетке продуктов писать о составе продукта, той же колбасы. Сколько свинины, говядины, добавок входит в данный продукт. Мы же привыкли покупать продукты так, что если что-нибудь не понравится, то просто мы не берем это в следующий раз. Но так поступать неправильно и глупо. Еще раз повторюсь, что продавцы и производители должны давать полную информацию о товаре или продуктах. Также есть претензии по производству стеклопакетов, предоставлению услуг медицины, по некачественным меховым изделиям.

- Насколько эффективны обращения в ваш Фонд, вы всегда выигрываете в суде?

- За год у нас проходят около 200 дел в судах. Конечно, любой потребитель может сам обратиться в суд и затеять дело с производителем или поставщиком. Но не каждый будет заранее знать - насколько его дело выигрышно, ведь производитель или поставщик может заведомо юридически неграмотного потребителя ввести в заблуждение. То есть потребитель знает, что он прав, но доказать ему в суде это трудно. Мы, к примеру, проводим не только консультации, но и экспертизы, присутствуем на судах. Даже грамотно и точно составить исковое заявление в суд может не каждый потребитель. И в большинстве своем наш Фонд выигрывает судебные споры. Кстати, судя по практике, по спорам в сфере ЖКХ, суд поддерживает сторону граждан, и в основном люди выигрывают. Потому что коммунальная система - сплошь и рядом построена на нарушениях закона и прав потребителей.

- Сейчас мы охвачены различными распродажами с громким названием «Скидки». Но часто продавцы предупреждают, что товары со скидок не подлежат возврату или обмену. Насколько правомерны их действия?

- Вообще, само слово «скидки» не правомерно в подобных случаях. Скидки могут делать пенсионерам, ветеранам. Но применять слово скидки для всех потребителей, продавая товары все равно дороже, чем по себестоимости, это абсурд. И все товары с этих распродаж, в случае обнаружения брака, подлежат обмену или возврату денег. В этом случае надо написать заявление о расторжении договора купли-продажи. Закон о защите прав потребителей предусматривает срок решения проблемы от 7 до 30 дней, в зависимости о того, сколько времени уйдет на выяснение причины дефекта: производственного он характера или эксплуатационного. Если потребитель не согласен с выводами проверки качества, то он вправе потребовать назначения независимой экспертизы. Когда товар находится на гарантийном сроке обслуживания, экспертизу делает продавец за свой счет. Если же экспертиза показала, что виновником недостатков является потребитель, он должен оплатить. Если же он не согласен, может обратиться в суд.

- Я сама весной купила недорогие сапоги на «Столичке», а когда принесла домой, то по всей квартире стал исходить запах жженой резины. Короче, я их выбросила, а заодно и тысячу рублей. Ведь на «Столичке» могут только обменять на такие же, «благоухающие». Правильно ли я поступила?

- Абсолютно нет. На «Столичном» рынке есть товароведы, и обращаться нужно в администрацию. В течение 14 дней вы можете обменять товар или при невозможности вам должны вернуть деньги.

- Слышала, что ваш Фонд присваивает какой-то знак качества?

- В целях информирования российского потребителя о высококачественных товарах и услугах и помощи отечественным производителям в достижении высокого качества производимых товаров и услуг, Союз Потребителей Якутии учредили в 2007 году Знак высокой потребительской оценки качества товаров и услуг "ПРОВЕРЕНО. Союз Потребителей Якутии». Для присвоения Знака производители и торговые организации предоставляют в Центр независимой потребительской экспертизы Союза Потребителей Якутии товар или услугу для испытаний и оценки качества и получают экспертное заключение, в котором объективно отражены, как лучшие показатели качества испытуемого товара или услуги, так и те показатели качества, где возможны улучшения. При испытании товаров на соответствие критериям знака, специалисты Центра независимой потребительской экспертизы «Союз Потребителей Якутии» используют собственные методы и оригинальные методики разработанные «Союзом Потребителей РФ» на основе мирового опыта,. Программы испытаний разрабатываются индивидуально для каждой группы тестируемых товаров и содержат порядка 30-40 показателей, включающих не только гостовские, но и потребительские характеристики, которые могут заинтересовать покупателя.

- Александр Авангардович, на тему потребителя можно говорить бесконечно. Напоследок - как нас, обычных потребителей, приучить всегда защищать свои права?

- Любой потребитель должен научить уважать себя, и только в этом случае производители и предприниматели будут предоставлять качественные товары и услуги. Наш Фонд всегда рад помочь потребителям бесплатной консультацией. По всем вопросам защиты прав потребителей вы можете позвонить на нашу «горячую линию». Наш Фонд проводит независимую экспертизу, наши сотрудники окажут юридическое сопровождение в судах. Часто из-за правовой неграмотности потребители не решались потребовать возмещения ущерба или обращаться в соответствующие государственные органы, защищающие их права. Нужно всегда отстаивать свои права - права потребителя. Возникнут трудности, обращайтесь к нам.

 

 

Кстати, за 2008 год в ОФЗПП Якутии поступило 210 заявлений, подано в суд 154 исковых заявления, выиграно - 154. Общественный фонд защиты прав потребителей «Союз потребителей Якутии» находится по адресу: пр.Ленина,7/2 (вход с торца, где библиотека). Тел. «горячей линии» - 42-50-42.

Источник Якутия24.ру

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей