15.01.2010
Продажи автомобилей в России по итогам 2009 года снизились на 49%. Это один из самых больших показателей падения авторынка в Европе. Эксперты считают, что в 2010 году продажи в РФ сохранятся на уровне 2009 года, несмотря на усилия государства по стимулированию спроса при утилизации старых авто.
Автомобильный рынок России в прошлом году рухнул на 49%. Всего в стране за год было продано 1,46 млн легковых автомобилей и легких грузовиков. Такие данные обнародовал Комитет автопроизводителей Ассициации европейского бизнеса в РФ (АЕБ). Сильнее, чем в России, продажи автомобилей (-90%) упали только в Латвии. В тех странах ЕС, где весь минувший год действовала программа премирования за утилизацию автомобилей старше 10 лет (Германия, Франция и Италия), продажи новых авто росли, несмотря на кризис.
Российские власти пошли другим путем. Государство решило субсидировать часть процентной ставки по кредиту за покупку автомобиля, произведенного в РФ. В результате программа господдержки продаж автомобилей, стартовавшая в апреле 2009 года, себя не оправдала. Минпромторг это косвенно подтвердил, предложив перенести на 2010 год 1 млрд рублей из 2,5 миллиардов, предусмотренных для реализации этой программы в 2009 году.
На фоне отсутствия четких программ стимулирования спроса и в условиях высоких таможенных пошлин на иномарки, лучше всего в 2009 году продавалась продукция традиционного отечественного автопрома. Первое место в продажах (99,4 тыс. машин) заняла Lada Priora, однако по сравнению с 2008 годом продажи этой модели упали на 22%. Вторую строчку с результатом в 90,4 тыс. машин заняло семейство Samara (-46% по отношению к 2008 году). На третьем месте с результатом в 67,2 тыс. автомобилей оказалась «вазовская» «классика». Таким образом, отечественный покупатель опровергает мнение министра промышленности и торговли Виктора Христенко о том, что «классическое» семейство пора снимать с производства. Альтернативы этим автомобилям в низшей ценовой категории (от 160 тыс. рублей) нет, и снимать модель с производства, ничего не предлагая потребителю взамен, было бы недальновидно.
Четвертую строчку в рейтинге самых продаваемых авто по итогам прошлого года занимает семейство Kalina с 60,7 тыс. проданных машин. Иностранный автомобиль российской сборки появляется только на пятом месте - это Renault Logan. Такую машину в прошедшем году приобрели 53,8 тыс. россиян (-27% к 2008 году). На шестом месте расположился Ford с семейством Focus с 52,1 тыс. проданных авто (-44%). На седьмом месте - Chevrolet Lacetti и 29,3 тыс. проданных машин (-64%). Восьмую строчку заняла Daewoo Nexia узбекского производства - 28,2 тыс. авто (-44%). На девятом месте - Lada 4x4, которую купили 26,7 тыс. россиян (+10%). Замыкает десятку самых продаваемых автомобилей Chevrolet Niva - 24,5 тыс. автомобилей (-48%).
Таким образом, в десятке самых продаваемых автомобилей первого кризисного года подавляющее большинство составляет продукция «АвтоВАЗа» и «бюджетные» иномарки, собираемые в России. Практически по всем моделям наблюдается солидное падение продаж, поэтому для стимулирования рынка в 2010 году власти решили «не изобретать велосипед» и подстегнуть спрос с помощью программы по утилизации старых авто. Она стартует с 8 марта и предполагает, что владельцам автомобилей старше 10 лет при утилизации будут выдавать сертификат на 40 тыс. рублей, который можно будет истратить при покупке нового автомобиля, сделанного в России.
В расчете на успех программы руководство «АвтоВАЗа» уже сделало громкое заявление о том, что в 2010 году завод намерен увеличить количество выпускаемой продукции на 51% по сравнению с 2009 годом. Однако эксперты не разделяют оптимизма руководства предприятия.
«Продажи автомобилей российских брендов в 2010 году могут увеличиться на 10%. Мы ожидаем, что объемы выпуска «АвтоВАЗа» в этом году составят 400-410 тыс. автомобилей, что подразумевает рост производства на 36-39% по сравнению с уровнем 2009 года», - отмечают аналитики ИК «Финам». По их мнению, заявленное руководством завода увеличение объемов производства не может быть реализовано из-за того, что рост российского авторынка будет весьма умеренным вследствие медленного восстановления экономики и покупательской активности населения.
Похожей точки зрения придерживается и вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Он считает, что продажи автомобилей в 2010 году останутся на прежнем уровне. «Мы в Комитете автопроизводителей АЕБ ожидаем, что в 2010 году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие автомобили. Этот прогноз довольно оптимистичен и рассчитан на то, что меры государственной поддержки - льготные кредиты и премия за утилизацию - будут достаточно эффективны. Легкое оживление рынка наступит, скорее всего, во второй половине года», - прогнозирует эксперт.
По данным АЕБ, в декабре 2009 года падение продаж автомобилей в России составило 38% (128,1 тыс. машин). Это обнадеживающий факт, так как снижение темпов падения по сравнению с ноябрем составило 10%. Однако в декабре 2008 года на рынке уже наблюдался кризис, и продажи падали с августа. Поэтому удачными предновогодние продажи в 2009 году назвать нельзя.
В перспективе все будет зависеть от того, появятся ли у граждан свободные средства, которые они решат вложить именно в покупку нового автомобиля.
Сергей Ковальченко Источник Росбалт |