Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Ко Всемирному дню потребителя в России подсчитали обманутых клиентов

16.03.2010

Маркелова Екатерина №, 15 Марта 2010г.

Сегодня весь мир, включая нашу страну, отмечает День защиты прав потребителя 

В России в этом году дата приобрела особенно печальный оттенок: за последний год число жалоб россиян на то, что им продали некачественный товар или обманули при оказании услуг, выросло на треть.

Ежегодно 15 марта мировое сообщество отмечает День защиты прав потребителя. При этом каждый раз выдвигается новый девиз. В этом году он звучит так: «Наши деньги - наши права». Это значит, что во главу угла поставлена грамотность граждан в финансовых вопросах.

В России в связи с новой повесткой планируется запустить программу повышения финансовой грамотности населения (стоимостью 110 млн. долларов). Об этом на днях заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. По статистике, у 40% жителей страны нет доступа к финансовым услугам, а более половины россиян признаются в полной финансовой безграмотности.

В остальном все мероприятия, приуроченные к 15 марта, сводятся к пресс-конференциям или круглым столам, на которых выступят представители региональных филиалов Роспотребнадзора. В лучшем случае будет организована «прямая линия». Только в Ростовской области пошли дальше и встретят праздник в новом формате: в школах пройдут уроки по основам потребительских знаний.

Масштабы кампании по защите прав потребителей в России далеки от европейского уровня, заявил «Труду» председатель Союза потребителей России Борис Шелищ. «Прежде всего недостает внимания со стороны органов власти», - отметил эксперт. Закономерно, что и уровень грамотности населения крайне низкий, особенно среди малоимущих слоев населения, добавила специалист Московского общества защиты прав потребителей Анна Зыкова.

Всемирная организация союзов потребителей обратилась накануне к своим членам с просьбой провести 15 марта операцию «Таинственный покупатель» - прикинувшись простыми клиентами, попытаться, например, открыть счет в банке и оценить качество обслуживания. В России такая акция проведена не будет.

Рейтинг нареканий

Между тем в условиях кризиса количество жалоб россиян на товары и услуги выросло. Если, по данным Союза потребителей РФ, в 2008 году поступило около 260 тысяч обращений, то в прошлом их было уже более 360 тысяч. Чаще всего потребители жалуются (как и ранее) на качество непродовольственных товаров (почти 40%) - мобильных телефонов, ноутбуков, холодильников, телевизоров, мебели, - а также на неправильную установку оконных блоков.

На втором месте по числу обращений претензии к срокам исполнения работ - 16% (в 2008-м их было только 10%). Третье место занимают жилищно-коммунальные услуги - неправильное начисление квартплаты и качество услуг ЖКХ (8% жалоб). С некачественными продуктами столкнулись 4,7% обратившихся. А вот нарекания в отношении финансовых услуг поступили только от 1,6% граждан. Впрочем, поясняют эксперты, дело в том, что многие россияне просто не подозревают, что были обмануты, например, при получении кредита, поскольку недостаточно грамотны в этом плане.

Судебные тяжбы

Суд не на стороне потребителя

В прошлом году, по данным Союза защиты прав потребителей, россиянами было подано в суд более 6,8 тысячи исков с жалобами на качество товаров или услуг, из которых потребителями было выиграно менее трети - всего 1,8 тысячи исков. Для сравнения: в 2008 году исков было больше (7,3 тысячи), хотя обращений с нареканиями в адрес союза поступило на треть меньше. Найти правду в суде в 2008 году удалось 2,1 тысячи человек. Отметим, что жители Европы и США значительно чаще обращаются в суд в связи с некачественным обслуживанием, и при этом практически всегда Фемида оказывается на стороне потребителя.

История

Праздник с Капитолийского холма

15 марта 1961 года, задолго до начала «войны против холодильников и стиральных машин», когда общество потребления стало ассоциироваться с пошлостью и филистерством, президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил: «Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно». Тогда же Кеннеди сформулировал четыре основных права потребителя: право на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. С тех пор 15 марта стало Всемирным днем защиты прав потребителей.

В начале 60-х в Нидерландах была зарегистрирована некоммерческая Всемирная организация союзов потребителей (ВОСП), которая существует и поныне и объединяет около 200 общественных и государственных организаций из более чем 100 стран, в том числе из России.

Организация разработала Кодекс потребителя, включив в него права, сформулированные Кеннеди, и добавив еще четыре: право на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей. В 1985 году Генассамблея ООН закрепила их в качестве руководящих принципов для защиты интересов потребителей.

Источник "Труд"


Комментарии  1

userpic
Евгений Мясин22.03.2010, 02:03Ссылка
В статье "Ко Всемирному дню потребителя в России подсчитали обманутых клиентов" допущена серьезная ошибка в счете и сделан неправильный вывод о том, что "суд не на стороне потребителя". Автор статьи небрежно обошелся с данными, предоставленными ей Союзом потребителей РФ. На самом деле оценивать эффективность судебной защиты потребителей надо путем деления количества завершенных дел в пользу истца (1847 дел) к общему количеству завершенных дел (1977). В результате доля судебных решений, вынесенных в пользу потребителей составит 93 %, то есть суды принимают решения очень даже в пользу потребителей, а точнее в соответствии с законом.
Для сведения цифра 6,8 тыс. на которую бездумно делила автор статьи 1,8 тыс. - это количество составленных с помощью юристов СПРФ исков. Далее из этого числа около 4 тыс. исков были самостоятельно направлены потребителями в суд, а 2,9 тыс. исков направлены в суд при участии СПРФ. Из них в 2009 году получили разрешение в суде выше упомянутые 1977, около 900 исков перешло на 2010 год.
Судьбу 4 тыс. исков, с которыми потребители обращались в суд самостоятельно, СПРФ не отслеживал, но исходя из общей практики известно. что абсолютное большинство из них также завершаются в пользу потребителей, хотя показатели здесь, конечно, менее впечатляющие.
И еще один факт небрежного отношения к содержанию публикации: председателя Союза потребителей России зовут Петром., а не Борисом.
Стыдно за уважаемую газету, Маркелова Екатерина!

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей