28.04.2010

Летний туристический сезон - 2010 начался нервно:  авиакомпании, турфирмы и туристы понести серьезные убытки из-за вулкана в Исландии. И хотя основные проблемы уже позади, потенциальные  туристы испуганы: 5% забронированных туров аннулировано. Впрочем, эксперты отмечают,  спрос на туристические путевки в этом году значительно вырос, хоть и не побил рекорды 2008 года. Уже сейчас активно бронируются путевки на июль, август и даже сентябрь. Рейтинг наиболее продаваемых направлений на майские каникулы не отличается от прошлогоднего: первое место – Египет, второе – Турция и Тунис, третье – Болгария, Израиль, страны Европы, Финляндия.
Одна из главных тенденций этого сезона – бонусная поддержка раннего бронирования туров  со стороны турфирм и их зарубежных партнеров. Об этих и других тенденциях туристического рынка России говорили накануне на круглом столе в АБН: «Летний туристический сезон 2010: популярные направления, цены, страховые программы и права туристов при форс-мажоре».

Туриндустрия вышла из кризисного 2009 года без больших потерь

На 2009 год прогнозы относительно турбизнеса были самые пессимистичные. Эксперты признаются, что ожидали огромное количество обанкротившихся турфирм. Вопреки ожиданиям, «туристский бизнес пережил кризисный год без серьезных потерь», - заявил журналистам вице-президент Российского туристического союза Сергей Корнеев. Однако при этом нельзя сказать, что индустрия туризма не почувствовала кризис. Во-первых, в 2009 году на отдых за границу выехало на 15% россиян меньше, чем в предыдущий год. \"В этом есть и положительная сторона - увеличился внутренний туристический рынок России на все те же 15%\", - отметил С.Корнеев.
Во-вторых, в экономически сложном 2009 году заметно изменилась психология россиян. Так, по словам вице-президента РТС, \"раньше туристы выбирали сначала страну, потом регион и отель для отдыха, теперь же все это выбирается  из имеющейся суммы\". \"Кроме того, в прошлом году русские туристы выбирали менее дорогой сервис – на одну звезду ниже, чем обычно\", - отметил С.Корнеев.
Кроме того, кризисные условия заставили туроператоров искать различные способы привлечения клиентов. Так, по словам гендиректора Турфирмы «Алма Тур» Любомира Христофа, туристический рынок России стал более европейским – отдых за границей стал доступнее. Например, скидки на путевки в Болгарию в прошлом году были около 20%, - сказал Л.Христоф. 

Угроза вулкана в Исландии была сильно преувеличена

Туристическое сообщество Европы оценивает убытки от последствий извержения вулкана в Исландии в 1,7 млрд. евро, - сообщил С.Корнеев. \"Это колоссальные потери для европейской туриндустрии», - подчеркнул он. Помимо туристических фирм серьезные убытки потерпели и туристы. При этом требовать возмещение ущерба не с кого, потому что данный случай не явился страховым, – отметил вице-президент РТС.
В наиболее тяжелой ситуации из-за вулкана оказались те туристы, которые путешествовали самостоятельно, без помощи турфирмы. «Туроператоры как-то пытались вывозить туристов из Европы с помощью альтернативного транспорта, либо предлагали гостиницы», - пояснил он.
Меньше всего от последствий извержения вулкана пострадал Петербург, потому что в городе «много туров, которые привязаны к земле: автобусы по Скандинавии, новое паромное сообщение, железнодорожные туры по Европе», - подчеркнул С.Корнеев.
В целом угроза вулкана была сильно преувеличена, - считает он. «Чиновникам проще было закрыть небо, чем взять на себя ответственность за возможные риски». Он отметил, что пострадали только те самолеты, которые пролетали практически над самим вулканом. Большинству рейсов не грозила опасность, - заявил С.Корнеев
Тем не менее ситуация с вулканом  наглядно показала, насколько несовершенна законодательная система не только России, но и Европы, - говорят эксперты.
Последствия стихийного бедствия заставили страховщиков, в том числе, и российских, всерьез задуматься над разработкой новой программы. По словам директора департамента комплексного страхования путешественников компании \"Кит Финанс Страхование\" Гаянэ Календжян, программа будет включать в себя возмещение туристам \"непредвиденных расходов в связи со стихийными бедствиями\".
Из-за последних событий программа будет востребована среди потребителей, - прогнозирует  Г.Календжян. Кроме того, как подчеркнула эксперт, созданию такой программы ничто не препятствует, в том числе, и законодательство России.

Прогнозы

Эксперты озвучивают весьма оптимистичные прогнозы в сфере туризма на нынешний год. В частности, благодаря открывшейся возможности раннего бронирования, «сезон будет интересным», - говорит С.Корнеев. Раннее бронирование выгодно для турфирм, так как они будут знать заранее, какое количество туристов ожидается в предстоящем сезоне. Это выгодно также и для самих туристов, потому что позволит выбрать привлекательный тур и прилично сэкономить, покупая его заранее.
После случившегося природного коллапса турфирмы будут предлагать больше альтернативных самолету вариантов транспорта. В частности, на поезде можно добраться до курортов Болгарии. Правда, дорога займет три дня и обойдется почти так же, как авиаперелет.
По прогнозам РСТ, приток иностранных туристов в этом году ожидается в Петербурге. Недавно открытое паромное сообщение привлечет в город от 350 тыс. до 500 тыс. гостей. Среди туристов будут не только финны и скандинавы, но также шведы, китайцы, японцы.
В целом, утверждают  эксперты,  внутренний туризм будет расти. \"Через 2-3 года инфраструктура и сервис в России значительно улучшатся, и россияне будут готовы отдыхать в пределах страны\", сказал С.Корнеев. Однако на данный момент петербургские турфирмы говорят о несоответствии цены и качества российских туров.

Российские туристы страдают  из-за их юридической неграмотности

Существующая правовая база в России обширна: гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, федеральный закон туристской деятельности РФ и постановление правительства, которое утвердило правила оказания услуг туристской продукции. Такой базы вполне достаточно, чтобы обеспечить цивилизованные отношения между потребителем и турфирмой, - считают эксперты. «Однако статистические данные свидетельствуют о том, что не все в этой сфере гладко», - говорит начальник отдела контроля за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Светлана Колесникова. Так, в 2009 году было проведено 157 проверок турфирм и выявлено 123 случая нарушений прав потребителей (это 78,5%). При этом немаловажно, что из 157 проверок плановых было только 39. Это говорит о том, что 118 проверок были проведены из-за поступивших жалоб от граждан, - пояснила С.Колесникова.
По ее словам, к основным нарушениям потребительских прав туристов можно отнести: отсутствие полной  информации на стадии заключения договора с турфирмой; содержание в договоре пунктов, ущемляющих права потребителей и прямой обман. \"Частый случай, когда информация договора не соответствует действительности. На бумаге одни условия – на деле другие, уточнила С.Колесникова. 
По  ее словам, в прошлом году было подписано 157 постановлений на выплату штрафов. Из них 38 – на юридические лица, остальные – на должностные лица турагенств.
Однако нередко договоры составлены таким образом, что факт мошенничества со стороны турфирмы установить не возможно. Чтобы избежать серьезных проблем, эксперты советуют внимательно изучать договор.
«Мы часто сталкиваемся с весьма хитрыми договорами у таких фирм, как World Traveller и Alfa-Travel », - отмечает юрист Управления Роспотребнадзора по Петербургу Геннадий Егоров. По его словам, эти фирмы заключают весьма \"туманные\" договоры на право пользования жилой площадью, выдают сертификаты на отдых и даже требуют плату за регистрацию договоров финансовых органов в размере  15-20 тыс. рублей. «Смотрите, за что вы платите», - говорит Г.Егоров. «В договоре должен быть в первую очередь прописан туристический продукт (перевозка, размещение и т.д.). Тогда проще будет решать вопрос в суде», - говорит юрист.
Проблему «беззащитности русских туристов за рубежом» затронул частный юрист Юрий Бабурин. Если русскому туристу нужно срочно вернуться в свою страну, он не всегда это может сделать – деньги за услугу, от которой он отказался, ему могут вернуть только через суд. «Часто бывает так, что человек вынужден сидеть в чужой стране, потому что у него нет денег даже на самолет», - пояснил Б.Бабурин.
Подводя итоги беседы, С.Корнеев подчеркнул, что российское законодательство по защите туристов одно из самых строгих в мире. Проблема заключается лишь в том, что многие потребители не обладают даже минимальной юридической грамотностью.

Источник Агентство Бизнес Новостей


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей