Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

За потребление без экстрима

05.10.2010

В прошлый четверг в Ставрополе состоялось официальное открытие общественной приемной  Межрегиональной организации потребителей СКФО “Центр правовой защиты”. Свою деятельность приемная будет осуществлять на базе недавно созданного первого в регионе Краевого союза предпринимателей и потребителей. В актуальности создания такой приемной мало кто сомневается. Справедливости ради отметим, что какое-никакое потребительское движение на Ставрополье существует. Правда, как правило, защитой нарушенных прав потребителей разрозненно занимаются окологосударственные или сугубо отраслевые структуры. И часто бизнес выступает только в качестве нарушителя. Кроме того, в отличие от соседних регионов в нашем крае до сих пор не принята целевая программа по защите прав потребителей.
Между тем нарушений на потребительском рынке сегодня предостаточно. К примеру, по Ставрополю 80% от общего количества обращений в органы защиты прав потребителей в 2009 году занимали жалобы по торговле и примерно
20% — по платным услугам [коммунальным, бытовым, услугам связи, туризма и прочие]. Как метко заметили из зала, теперь “мы, как потребители, все чаще получаем услуги не в полном объеме, но по полной стоимости”.
“Ослабив контроль за бизнесом как в сфере проводимых контролирующими органами проверок, так и в области технического регулирования за производимой продукцией, государство подчас оставило потребителя один на один с недобросовестными бизнесменами. А в бизнес-среде так пока и не отстроена система саморегулирования и самоконтроля. Поэтому общество — самый лучший и беспристрастный контролер”, — отметил сопредседатель Центра правовой защиты Сергей Харитонов.
“С другой стороны, участились случаи потребительского экстремизма, являющиеся проявлением недобросовестной конкурентной борьбы или банального правового нигилизма”, — добавила руководитель Межрегиональной общественной организации потребителей Северо-Кавказского федерального округа “Центр правовой защиты” и краевой организации потребителей “Контроль качества” Раида Денейкина.
В этом контексте создание общественной приемной видится как инструмент решения наболевших вопросов и для потребителей, и для бизнеса. За основу в работе общественной приемной взят опыт Волгодонской ассоциации потребителей, которая уже 20 лет успешно занимается подобными вопросами. Задачи, которые ставит перед собой общественная приемная, весьма масштабны. В частности, как сказала Раида Денейкина, они включают в себя “рассмотрение жалоб потребителей, их консультативную и юридическую поддержку, проведение независимых экспертиз по фактам нарушений, создание согласительных комиссий для разрешения разногласий, а также осуществление образовательной деятельности”.
“Нам важно выработать механизм, при котором будет поставлен заслон продукции недобросовестных предпринимателей, а добропорядочный бизнес получит дополнительные конкурентные преимущества. Наша принципиальная позиция не в том, чтобы наказывать нерадивых предпринимателей, а в том, чтобы помогать им избегать нарушений, повышать их профессиональный уровень, в том числе путем прохождения специальных образовательных курсов”, — уточнил Сергей Харитонов.
Наказывать нарушителей общественная организация, разумеется, не имеет права. Ее задача — используя информацию от простых потребителей, довести эти сведения до контролирующих органов и установить общественный контроль за устранением нарушений. “Контроль должен быть точечный. Но для этого нам нужна обратная связь от потребителя”, — добавляет он.
В перспективе общественная приемная, укомплектованная штатом квалифицированных юристов, должна стать информационным центром, в который будет стекаться информация о нарушениях на потребительском рынке, где потребителю доходчиво объяснят его права, а предпринимателю — как сделать так, чтобы привлечь покупателя, не выходя за рамки правового поля.
В этом смысле немаловажно, что уже с самого старта Центр правовой защиты заручился поддержкой контролирующих потребительскую сферу госорганов. Так, присутсвующие на открытии начальник отдела защиты прав потребителей краевого Управления Роспотребнадзора Александр Коломейцев, заместитель гендиректора ФГУ “Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации” Игорь Воронин и старший помощник прокурора Ставропольского края Лариса Юрасова заверили собравшихся в том, что их организации всецело поддерживают идею создания приемной и со своей стороны будут всячески содействовать начатому делу.
К примеру, Игорь Воронин предложил использовать испытательный центр ставропольского ЦСМ, способный проводить исследования практически по всем видам товаров, для осуществления экспертиз и тестов по заказу Центра правовой защиты. Такая форма взаимодействия позволит обнародовать результаты ис-
следований. Понятно, что гласность — это наиболее действенный инструмент борьбы за качество. Размещение информации о независимой экспертизе качества того или иного товара или услуги Центр правовой защиты планирует на сайтах в Интернете, газетах. И, кстати, по словам Игоря Воронина, заключения испытательного центра ставропольского ЦСМ охотно принимаются во внимание судами различных инстанций.
Интересной идеей, озвученной в ходе презентации общественной приемной, является формирование в Ставрополе клуба добросовестных предпринимателей. Здесь опять же предлагается использовать волгодонский опыт, сутью которого является жесткий отбор и общественный контроль как для кандидатов, так и для членов клуба. “Стать членом клуба может любой добросовестный предприниматель, но купить членство в клубе невозможно”, — уверяет Раида Денейкина.
Впрочем, по мнению Игоря Воронина, нечто подобное в крае уже действует. Так, ежегодно от Ставрополья поступает большое число заявок [в этом году — 87] на участие в конкурсе “100 лучших товаров России”. И хотя местные производители пока уступают той же Кубани в количестве побед, не отметить понимание ими значимости такого инструмента конкурентной борьбы, как общественное признание, нельзя. А для среднего и крупного бизнеса существует еще более надежный вариант — внедрение системы менеджмента качества [стандарты ISO 9000, 9001]. Пока такую априори затратную систему внедрили лишь 150 предприятий края, зато результаты уже налицо. В частности, это свободный доступ их продукции на зарубежные рынки.
По итогам мероприятия было намечено, что в ближайшее время будут проведены двусторонние встречи между представителями контролирующих структур и сотрудниками Центра правовой помощи. В планах и проведение первых совместных рейдов, поводом для которых станут обращения потребителей в общественную приемную.
Николай Суховский

Источник Ставропольский бизнес


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей