Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

ФАС хочет ужесточить ряд ключевых положений закона о торговле

22.10.2010

ФАС РФ намерен ужесточить ряд ключевых положений закона о торговле. О соответствующих планах предложить новую редакцию ряда положений закона сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев в рамках Всероссийского бизнес-форума "Федеральный закон о торговле - статегические изменения на потребительском рынке России".

Он отметил, что закон о торговле был "плодом большого компромисса". Сейчас начинает складываться административная судебная практика. "Нам очень важно, чтобы эти нормы работали так, как предполагалось при их принятии", - обозначил Т.Нижегородцев позицию ФАС. Он считает, поскольку законодательство новое, оно содержит новые определения, которые могут в реальной жизни осуществляться по-разному. Поэтому в ФАС полагают, что некоторые положения закона могут действовать "не совсем в русле тех идей, которые складывались при принятии этого закона".

Т.Нижегородцев привел данные по результатам проведенного ФАС анализа. При этом ведомство пришло к выводу, что дискриминационная политика торговых сетей сохранилась. Так, выявлено, что почти во всех договорах поставки имеется наличие требований, реализация которых способна привести к ограничению конкуренции и созданию дискриминационных условий доступа независимых товаропроизводителей к торговым сетям. "В рамках анализа договорной практики торговых сетей с поставщиками продовольственных товаров выданные территориальными управлениями ФАС предписания в 70% случаев касались необходимости приведения условий договоров с поставщикам в соответствие с требованиями ст.9 закона о торговле о договоре поставки", - сообщил Т.Нижегородцев. Также он отметил, что было возбуждено 40 дел по признакам нарушения ст.13 закона (антимонопольные правила для торговых сетей и поставщиков).

Анализ ФАС выявил нарушения в действующих и готовящихся договорах поставки практически по всем требованиям закона к таким договорам. Самое распространенное нарушение касается сроков оплаты по условию отсрочки платежей (1356 нарушений в действующих договорах). Помимо этого ритейлеры включают в цену товара транспортные расходы, превышают разрешенный законом размер вознаграждения (10%) и включают в цену договора недопустимые виды вознаграждений.

"Соответственно, по результатам этого мониторинга мы будем объективизировать и уточнять эти нормы. Это касается не только конкретных статей, но и всего законодательства, так как оно органически связано", - заметил Т.Нижегородцев.

К 1 января 2011г., когда сложится административная и судебная практика, антимонопольный орган сможет более точно определить, что нужно корректировать в первую очередь в законе. В частности, как заметил Т.Нижегородцев, в законе установлен запрет на договор комиссии, но нет запрета на договора агентские и поручения. Требуется уточнить и само определение торговой сети, добавив понятие "торговая деятельность" в силу того, что ритейлер может не только продавать, но и закупать товары. ФАС предполагает уточнить и определение термина "торговля". Однако ст.9 и ст.13 требуют ужесточения ответственности за их несоблюдение, заявил Т.Нижегородцев. "Часть норм ст.13 всеми признаются как злоупотребительные, из разряда расследования и доказывания их нужно перевести в правило запрета, который нельзя оправдать, и абсолютное требование, которое должно выполняться при любых обстоятельствах", - уверен он. Т.Нижегородцев пояснил, что в ст.13, в частности, отражено, что хозяйствующий субъект может представить информацию о том, что совершенные им действия не повлекли опасных последствий, например, нарушения конкуренции. "Эта приписка говорит о том, что невыполнение требований ст.13 может быть "легализовано", если это не повлекло каких-то последствий", - анализирует он действующий закон.

Ритейлеры и лице Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и поставщики, вошедшие в новообразованный союз "Руспродсоюз", впервые объединились в разработке своего видения редакции закона о торговле. Ими были представлены встречные предложения, расходящиеся с позицией ФАС. Однако предложенные бизнесом поправки к ст.9 закона в части разрешения вознаграждения выше установленных сейчас законом 10% и в части включения логистического бонуса не вызывают у ФАС восторга, заметил Т.Нижегородцев.

Он заявил, что любые бонусные выплаты делают непрозрачными действия бизнеса, неэластичной розничную цену. "На ценообразование накладывают каркас, который неясно, отчего возник. Логистического бонуса быть не может, могут быть только логистические услуги. Необходимо реально себестоимость услуги посчитать, важно, чтобы эта услуга была оказана", - пояснил свою позицию чиновник ФАС. Также он считает, что в договоре поставки не может содержаться требование оказать услугу, так как это квалифицируется как "навязывание" услуги. "Навязывание услуги и происходит, когда различные требования смешиваются в одном договоре. Поэтому законодатель разделил два договора - поставки и оказания услуг", - отметил представитель ФАС. По его заключению, введение логистического бонуса обернется легализацией навязывания услуги неограниченному кругу поставщиков. "Мы будем выступать против этого", - выразил Т.Нижегородцев позицию ведомства.

Относительно логистического бонуса АКОРТ и Руспродсоюз заявили, что такое вознаграждение было основным до вступления в силу закона о торговле. "Бонус, включенный в договор поставки, измерялся в процентах от товарооборота, что было экономически обоснованно", - говорится в обращении ритейлеров и поставщиков. Перевод бонуса в отдельный договор привел к тому, что стоимость логистики указывается в фиксированных цифрах, как следствие - к рискам удорожания этих услуг.

Также ритейлеры и согласившиеся с ними поставщики возражают ФАС, говоря, что норма, ограничивающая размер вознаграждения на уровне 10%, выплачиваемого в связи с приобретением продовольственных товаров, на практике оказалась неработающей. При этом поставщики оказались ограничены в части применения данного вознаграждения как инструмента стимулирования торговых сетей к увеличению объемов продаж товара. Поэтому участники рынка предлагают разрешить вознаграждение в пользу сети более 10% и сделать его пропорциональным увеличению объема продаж.

Т.Нижегородцев и в данном случае напомнил, что увеличение бонусных выплат делает цену неэластичной. Он предупредил, что если всем поставщикам обязать выплачивать бонус по максимальной планке в 10%, не дифференцируя его по шкале вниз, это будет характеризоваться ФАС как дискриминация.

Между тем, ФАС помимо поправок в ст.9 и ст.13 закона о торговле, готова пересмотреть и ст.14 о пороге доминирования торговой сети в границах региона, ограниченного 25%. Поводом послужил прецедент ходатайства торговой сети "Копейка" о присоединении объектов с использованием различных юридических лиц. "Сейчас 14-я статья имеет "дырки", которые позволяют ее обходить ее, это нивелирует замысел правительства", - заявил Т.Нижегородцев, заметив, что необходимо доработать закон так, чтобы учитывалась вся группа лиц, связанных с торговой сетью.

По итогам 2010г. к марту 2011г. ФАС намерен обобщить практику применения закона и сформулировать свои рекомендации. При этом Т.Нижегородцев уверен, что свод таких рекомендаций может стать прообразом кодекса наилучших практик применения закона о торговле.

Но помимо изменений в профильный закон, и ФАС, и ритейлеры хотят видеть изменения и к связанным законам и нормативно-правовым актам. Так, ФАС уже давно настаивает на определении в КоАПе штрафов в связи с нарушением закона о торговле.

Ритейлеры и их контрагенты настаивают и на ряде изменений в Налоговый кодекс. В частности, предлагается наделить поставщиков правом относить выплаты по договорам услуг продвижения товаров в состав расходов для исчисления налога на прибыль. К расходам торговых организаций отнести возмещение товарных потерь (кражи в магазине).

В целом в ФАС считают, что российское законодательство в сфере торговли выглядит на сегодня современно и не обременено многими сложностями законов, действующих в ряде европейских стран. Например, во Франции считается, что законодательство в этой сфере создает самые несвободные условия для ритейлеров, в Великобритании кодекс наилучшим практик вовсе не работает и даже обсуждается вопрос создания должности торгового омбудсмена.

Но несмотря на положительную оценку законодательства о торговле в России, в ФАС считают возможным и необходимым его дорабатывать. "Не стоит замораживать процесс изменения закона. Важно быстро реагировать на изменяющиеся условия. Если мы увидим, что закон не выполняет свою регуляторную функцию, то надо будет реагировать. ФАС сейчас тратит огромное количество сил на мониторинг применения закона о торговле, чтобы получить практику применения и вовремя отреагировать на складывающиеся отношения", - заявил Т.Нижегородцев.

Однако в этом аспекте ФАС расходится с Минпромторгом.

Недавно заместитель министра промышленности и торговли (Минпромторг) РФ Станислав Наумов заявил РБК, что новые поправки к действующему с 1 февраля 2010г. закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (о торговле) не потребуются минимум до 2012г., максимум - до 2015г. При этом тогда он выразил уверенность, что данная позиция является практически консолидированной на уровне профильных министерств и ведомств. "Других поправок мы в ближайшее время рассматривать не хотели бы, поскольку надо дать возможность заключить поставщикам договоры между собой в условиях принятых законодательных правил. Нужно дать закону поработать в 2010-2011гг., чтобы к закону привыкли и магазины", - подчеркнул С.Наумов.

По его мнению, в принципе изменения могут понадобиться не ранее 2015г. "Если в 2011г. будет принята стратегия развития торговли до 2015г. и на перспективу до 2020г., то тогда именно 2015г. станет той точкой, когда надо будет начинать вносить изменения", - отметил замминистра, пояснив, что к тому времени разовьются новые формы торговли, например, интернет-торговля, а также появятся другие формы, которые потребуют нового регулирования. Пока же, добавил он, нужно запустить механизмы применения действующих статей закона.

Замминистра уверен, что на поправках, обсуждаемых сейчас в Госдуме, касающихся полномочий госорганов в сфере торговли и ярмарочной торговли, законодательная практика в отношении закона торговле должна пока прекратиться.

Таким образом, споры вокруг уже действующего закона о торговле, который и принимался в условиях очень трудной полемики, не утихают. К осени 2010г. уже накопилось несколько предложений и идей о новых изменениях в закон со стороны депутатов и сенаторов. Например, коммунисты подготовили свой вариант закона о торговле, устанавливающий предельный уровень торговых наценок. Член Совета Федерации Сергей Лисовский также предложил законодательно закрепить предельную торговую наценку на уровне 25% от цены поставки. В 2009г. во время принятия закона о торговле норма об ограничении наценок была вычеркнута.

Источник РосБизнесКонсалтинг


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей