Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Финансовая безграмотность - проблема для банков и их клиентов

11.04.2011

В последние годы происходит существенный рост жалоб потребителей кредитов и и других банковских и финансовых услуг. На что жалуются?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, наш корреспондент обратился к экспертам.

Защита от незнания

Светлана Мухина, заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора рассказала, что в 2010 году в Роспотребнадзор обратилось 103 тыс. потребителей в сфере услуг, из них 19 тыс. – именно по финансовым услугам, что почти в 5 раз больше, чем в 2009 году.

Петр Щелищ, председатель Союза потребителей России обратил внимание на то, что по статистике опросов Союза можно сделать вывод о том, что в последние годы около 10% людей сталкивались с нарушениями в сфере финансовых услуг. Однако из обратившихся с жалобой к ним такие потребители составляют только 2,5% - около 10 тыс. человек. Это значит, что большинство пострадавших потребителей финансовых услуг никуда не обращаются, не веря в возможность защитить свои права. Потребитель является слабой стороной. Почему? Оказывается, причиной этому стало отсутствие необходимых знаний в сфере оказываемых ему услуг.  Вывод: он нуждается в консультировании профессиональными экспертами. Понятно, что в крупных добросовестных банках подобные консультации оказывают во время взятия кредита. Но ведь не все заемщики обращаются именно к ним. Иногда в погоне за более дешевыми кредитами люди подвергают себя финансовым рискам. И вот именно им мы и расскажем - на что именно надо обратить внимание.

На заметку потребителю

Уже созданы судебные прецеденты признания противоправными включение в договоры банков таких пунктов как: ограничение права судиться по месту жительства, а не по месту нахождения центрального офиса ответчика; право банка на одностороннее изменение договора; комиссия за ведение (открытие) счета; неустойка/комиссия за досрочное исполнение кредитного договора, разрешенное кредитором; навязывание услуг по страхованию, в том числе обязательное страхование жизни и от несчастного случая до заключения кредитного договора; платы за выдачу кредита («комиссия за рассмотрение заявки»); обязательное открытие банковского счета.  В суде потребителю только остается доказать факт наличия подобного договора с ним и объем своих нарушенных прав. Наличие действий банка и их противоправность доказывать не нужно. 

Татьяна Робулец, эксперт Комитета по рискам и связям с финансовыми институтами Торгово-промышленной палаты РФ обратила внимание на то, что иногда заемщики не получают на руки полис и даже не знают, в какой страховой компании застраховались. Причем, стоимость страховки, купленной при посредничестве банка, завышена в несколько раз, но сравнить цены у потребителя возможности нет.  Он просто ставит «галочку» в кредитном договоре и присоединяется к коллективному договору страхования, условий которых не видит. Получить страховое возмещение по такому полису практически невозможно.

Законодательство о защите прав потребителей в сфере страхования фактически не работает. Существует разъяснение Верховного суда, в соответствии с которым отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования этого закона, и суды принимают этого разъяснение как руководство к действию. В результате, страхователи не имеют права судиться по месту жительства, освобождаться от уплаты госпошлины, получать со страховщика пени за просрочку выполнения услуг, не имеют прав на полную и достоверную информацию и уж тем более - на возмещение морального вреда. Функции надзора за страховой отраслью выполняет Росстрахнадзор, который, по мнению экспертов, заинтересован в первую очередь в контроле финансовой устойчивости страховщиков.

Из сферы действия закона о защите прав потребителей выпадают не только страхователи, но и еще несколько категорий пользователей финансовых услуг. Ддоказать в суде свою принадлежность к классу потребителей особенно трудно обманутым дольщикам. В суде сложилась такая практика: если дольщику удается доказать, что он пытался улучшить свои жилищные условия и для него эта квартира является единственной, то он – потребитель. А если квартир у него несколько, то он уже инвестор, практически предприниматель и должен сам нести риски этой деятельности, без защиты этого закона. Поэтому и судебные решения в данных случаях бывают совершенно разными.

Эксперты сходятся во мнении, что необходимо существенно улучшить законодательную базу в сфере финансовых услуг. В первую очередь, следует перенять опыт  стран, где законодательно установлено обязательное раскрытие существенных условий договора. Например, на первой странице договора кредитования или страхования указано в одинаковой форме все его значимые параметры, чтобы потребителю было легко их понять и сравнить.

План на будущее

Но прежде всего, следует искоренить финансовую безграмотность населения. Работа по ее ликвидации ведется и государственными органами власти и общественными организациями в нескольких направлениях – и с помощью социальной рекламы, и с помощью создания консультационных центров. Например, на базе центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (их сейчас в России около 80) создаются пункты для потребителей, в том числе и финансовых услуг, где можно получить бесплатную консультацию по защите своих прав.  

Источник журнал "Росбанк"


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
09.12.2019, 07:58
stendapuss →  Исполнительский сбор приставам
Здравствуйте. По решению суда должен электросетям. Сейчас все у судебных приставов. Если я заплачу напрямую электросетям и принесу приставам документ. Должен ли я платить Исполнительский сбор приставам. Спасибо.
31.10.2019, 08:28
stendapuss →  Акт о неучтенной электроэнергии
Решением суда должен электроснабжающей организации. За неучтенное потребление электричества. Платил 5 лет по не многу через приставов. Сейчас контора электриков обанкротилась.
На сайте их пишут:
09.08.2019
Решением Арбитражного суда Челябинской обла...
11.09.2019, 07:45
Ermalnik →  Искусственное завышение тарифов?
У нас тоже совсем недавно говорили про то, что будут увеличивать тарифы в некоторых случаях. Сумма, вроде, небольшая, так что жильцы моего дома по этому поводу пока не сильно волнуются, а я - так и подавно, тем более у меня есть дополнительный источник...
09.09.2019, 09:04
Ermalnik →  НЕ возвращают деньги
Раньше я тоже часто попадал в такие ситуации и со временем мне просто это надоело, пришлось уйти искать другой метод заработка, который я нашел там, где и не ждал вовсе. Мое давнее хобби, а именно ставки на спорт через букмекерскую контору 1вин, оказыв...
02.01.2019, 22:01
Карел1 →  Новогодние подарки детям!
Должен ли работодатель выдать подарок на ребенка на Новый Год, ребенок родился 01.11. Сказали что не будет т.к. ребенок маленький. Фирма - Пятерочка!

Архив новостей