11.04.2011 В последние годы происходит существенный рост жалоб потребителей кредитов и и других банковских и финансовых услуг. На что жалуются?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, наш корреспондент обратился к экспертам.
Защита от незнания
Светлана Мухина, заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора рассказала, что в 2010 году в Роспотребнадзор обратилось 103 тыс. потребителей в сфере услуг, из них 19 тыс. – именно по финансовым услугам, что почти в 5 раз больше, чем в 2009 году.
Петр Щелищ, председатель Союза потребителей России обратил внимание на то, что по статистике опросов Союза можно сделать вывод о том, что в последние годы около 10% людей сталкивались с нарушениями в сфере финансовых услуг. Однако из обратившихся с жалобой к ним такие потребители составляют только 2,5% - около 10 тыс. человек. Это значит, что большинство пострадавших потребителей финансовых услуг никуда не обращаются, не веря в возможность защитить свои права. Потребитель является слабой стороной. Почему? Оказывается, причиной этому стало отсутствие необходимых знаний в сфере оказываемых ему услуг. Вывод: он нуждается в консультировании профессиональными экспертами. Понятно, что в крупных добросовестных банках подобные консультации оказывают во время взятия кредита. Но ведь не все заемщики обращаются именно к ним. Иногда в погоне за более дешевыми кредитами люди подвергают себя финансовым рискам. И вот именно им мы и расскажем - на что именно надо обратить внимание.
На заметку потребителю
Уже созданы судебные прецеденты признания противоправными включение в договоры банков таких пунктов как: ограничение права судиться по месту жительства, а не по месту нахождения центрального офиса ответчика; право банка на одностороннее изменение договора; комиссия за ведение (открытие) счета; неустойка/комиссия за досрочное исполнение кредитного договора, разрешенное кредитором; навязывание услуг по страхованию, в том числе обязательное страхование жизни и от несчастного случая до заключения кредитного договора; платы за выдачу кредита («комиссия за рассмотрение заявки»); обязательное открытие банковского счета. В суде потребителю только остается доказать факт наличия подобного договора с ним и объем своих нарушенных прав. Наличие действий банка и их противоправность доказывать не нужно.
Татьяна Робулец, эксперт Комитета по рискам и связям с финансовыми институтами Торгово-промышленной палаты РФ обратила внимание на то, что иногда заемщики не получают на руки полис и даже не знают, в какой страховой компании застраховались. Причем, стоимость страховки, купленной при посредничестве банка, завышена в несколько раз, но сравнить цены у потребителя возможности нет. Он просто ставит «галочку» в кредитном договоре и присоединяется к коллективному договору страхования, условий которых не видит. Получить страховое возмещение по такому полису практически невозможно.
Законодательство о защите прав потребителей в сфере страхования фактически не работает. Существует разъяснение Верховного суда, в соответствии с которым отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования этого закона, и суды принимают этого разъяснение как руководство к действию. В результате, страхователи не имеют права судиться по месту жительства, освобождаться от уплаты госпошлины, получать со страховщика пени за просрочку выполнения услуг, не имеют прав на полную и достоверную информацию и уж тем более - на возмещение морального вреда. Функции надзора за страховой отраслью выполняет Росстрахнадзор, который, по мнению экспертов, заинтересован в первую очередь в контроле финансовой устойчивости страховщиков.
Из сферы действия закона о защите прав потребителей выпадают не только страхователи, но и еще несколько категорий пользователей финансовых услуг. Ддоказать в суде свою принадлежность к классу потребителей особенно трудно обманутым дольщикам. В суде сложилась такая практика: если дольщику удается доказать, что он пытался улучшить свои жилищные условия и для него эта квартира является единственной, то он – потребитель. А если квартир у него несколько, то он уже инвестор, практически предприниматель и должен сам нести риски этой деятельности, без защиты этого закона. Поэтому и судебные решения в данных случаях бывают совершенно разными.
Эксперты сходятся во мнении, что необходимо существенно улучшить законодательную базу в сфере финансовых услуг. В первую очередь, следует перенять опыт стран, где законодательно установлено обязательное раскрытие существенных условий договора. Например, на первой странице договора кредитования или страхования указано в одинаковой форме все его значимые параметры, чтобы потребителю было легко их понять и сравнить.
План на будущее
Но прежде всего, следует искоренить финансовую безграмотность населения. Работа по ее ликвидации ведется и государственными органами власти и общественными организациями в нескольких направлениях – и с помощью социальной рекламы, и с помощью создания консультационных центров. Например, на базе центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (их сейчас в России около 80) создаются пункты для потребителей, в том числе и финансовых услуг, где можно получить бесплатную консультацию по защите своих прав. Источник журнал "Росбанк" |