Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

АК "Аэрофлот" о проекте ФЗ об изменениях в законодательстве об ответственности перевозчика при отмене/задержке рейса

06.07.2011

Ранее ОАО "Аэрофлот" в связи со сбойной ситуацией, имевшей место в период 25-30.12.2010, письмом от 02.02.2011 № ГД-206 направило заместителю Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванову предложения о внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, федеральные авиационные правила и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Представленный проект федерального закона требует доработки в части изменения размера штрафа (компенсации), уплачиваемого перевозчиком пассажиру, а также исключения из него положений, касающихся пункта 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ОАО "Аэрофлот" в целом поддерживает установление предельного лимита ответственности авиаперевозчика за отмену/задержку рейсов по вине самого перевозчика.

Однако при этом ОАО "Аэрофлот" отмечает следующее.

1. Проект федерального закона базируется на положениях Регламента Евросоюза № 261/2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействие пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейс; и об отмене Регламента ЕЭС № 295/91. При подготовке данного Регламента позиция Евросоюза была подвергнута острой критике со стороны Международной ассоциации гражданской авиации (ИАТА), европейского союза авиаперевозчиков (ЕАА), а также крупнейших авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского и Американского регионов.

В пояснительной записке к проекту федерального закона в качестве правовой основания принятия за основу Регламента ЕС указаны статьи 15, 17 Конституции Российской Федерации относительно того, что международные договоры и нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации, стандартами гарантий и защиты прав и свобод гражданина.

Однако Регламент, в силу положений Договора об учреждении Европейского сообщества, является нормативным правовым актом Евросоюза и в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 не относится к общепризнанным принципам международного права и нормам международного права, а также не является международным договором.

Россия не является членом Евросоюза и в указанном Регламенте не участвует.

Соответственно, буквальное использование положений Регламента при разработке законопроекта необоснованно.

Данный Регламент не представляет собой общепринятую в мировом авиационном сообществе норму и неприменим к полетам российских перевозчиков.

Буквальное включение положений Регламента в Воздушный кодекс Российской Федерации и, соответственно, использование в дальнейшем норм Евросоюза в хозяйственной деятельности российских авиакомпаний, в том числе по принципам и размерам компенсаций, приведет в конечном итоге к дополнительным расходам авиакомпаний, которые будут компенсироваться за счет увеличения тарифов на авиаперевозки.

По мнению ОАО "Аэрофлот", предлагаемый проектом федерального закона размер компенсаций пассажирам при отмене/задержке рейсов сильно завышен, а также необоснованно привязан к дальности перелета и курсу евро к рублю.

Предлагаемые нормы компенсации превышают уровень среднего тарифа, оплачиваемого пассажиром (плановый показатель на 2011 год - 242 доллара США в одну сторону полета).

Установление законопроектом столь значительных компенсаций ничем не обосновано (кроме того, что они соответствуют европейским нормам, установленным Регламентом). Их финансирование не по карману отрасли авиационных перевозок России, что может привести к глобальным негативным последствиям.

Соответственно, принцип соразмерности нарушения перевозчиком закона и примененного за это нарушение штрафа не соблюдается данным законопроектом.

По мнению ОАО "Аэрофлот", размеры компенсаций должны быть снижены по крайней мере вдвое.

2.   Неясно обоснование пропорционального роста компенсации в зависимости от дальности полета.

ОАО "Аэрофлот" считает, что никаких дополнительных неудобств в случае отмены рейса пассажир дальнемагистрального рейса по сравнению с пассажиром ближнемагистрального рейса не несет. При этом уровень применяемых тарифов никак не связан с дальностью полетов, и зачастую перевозка на дальние расстояния дешевле ближних перевозок.

Поскольку отказ в перевозке по причине отмены рейса и отсутствия свободных мест является по сути той же задержкой в отправке. пассажира, ОАО "Аэрофлот" предлагает объединить случаи задержки/отмены и отказа в перевозке пассажира ...и разработать единые компенсации в зависимости от продолжительности ожидания вылета с понижающими коэффициентами в зависимости от времени предварительного уведомления пассажира и сроков его доставки в конечный пункт. Однако трехчасовой срок ожидания вылета, по истечении которого в проекте федерального закона предлагается выплачивать компенсацию, явно не может причинить адекватное размеру компенсации неудобство пассажиру (даже горячее питание в соответствии с федеральными авиационными правилами предоставляется пассажиру по истечении 4 часов ожидания). В соответствии с нормами Евросоюза компенсация за ожидание выплачивается после 5 часов ожидания.

3.   ОАО "Аэрофлот" также обращает внимание, что законопроект апеллирует понятием "штраф", а не "компенсация", как это установлено в Регламенте ЕС.

В связи с указанным, в случае принятия проекта федерального закона в таком виде, данные штрафы, подлежащие выплате пассажиру в связи с отменой/задержкой рейса, будут облагаться налогом на доходы физических лиц, что подтверждается соответствующими разъяснениями Минфина России. ОАО "Аэрофлот" обязан будет удерживать НДФЛ с данных выплат, что может повлечь претензии пассажиров, а также необходимость выдачи пассажирам справок о доходе и удержанном налоге, а в случае натуральной выплаты (в форме услуги) - сообщения в налоговые органы суммы дохода.

Таким образом, данный законопроект повлечет необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

4.    Проектом   федерального   закона   предлагается   исключить   из   пункта   1 статьи   795   Гражданского   кодекса   Российской   Федерации   слова   "устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров".

Предлагаемое изменение приведет к возложению на перевозчика ответственности перед пассажирами в случае задержки рейса по техническим причинам на три и более часа.

ОАО "Аэрофлот" проведен анализ задержек рейсов по техническим причинам продолжительностью более 3 часов за период с июня 2010 года по май 2011 года (таблица задержек рейсов по техническим причинам представлена ниже), согласно которому, в случае если бы предлагаемые законопроектом штрафы действовали в указанный период, ОАО "Аэрофлот" должен был бы выплатить пассажирам рейсов, задержанных по техническим причинам, более 333 млн. рублей.

Тип ВС

К-во мест

Средняя загрузка

Кол-во пассажи ров

Кол-во задержанных рейсов по протяженности маршрута, км

Компенсация, руб./ пасс.

Потери, тыс. руб.

Суммар­ные потери, тыс. руб.

<1500

21500 23500

>3500

<1500

21500 23500

>3500

<1500

>1500 23500

>3500

 

А319

116

0,731

84,80

10

2

 


10000

16000

24000

8 480

2 713


11 193

А320

140

0,731

102,34

26

6

 


10000

16000

24000

26 608

9 825


36 433

А321

170

0,731

124,27

4

11

 


10000

16000

24000

4 971

21 876


26 842

А332

241

0,731

176,17

 


 


5

10000

16000

24000


 


21141

21 141

АЗЗЗ

302

0,731

220,76

 


 


9

10000

16000

24000


 


47685

47 685

В767

218

0,731

159,36

4

9

30

10000

16000

24000

6 374

22 948

114738

144 060

Ил-96 300

282

0,731

206,14

3

6

4

10000

16000

24000

6 184

19 790

19790

45 764

Весь парк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52 617

77 147

203353

333117

В этой связи ОАО "Аэрофлот" обращает внимание на следующие факты:

1. Согласно статистическим данным, поступающим от производителей воздушных судов - концернов Airbus и Boeing, техническая регулярность воздушных судов (далее - ВС) ОАО "Аэрофлот" выше, чем  средняя по мировому парку. Это свидетельствует о минимальном влиянии человеческого фактора (связанного с нарушениями при ТО ВС) на количество задержек рейсов.

2. Техническая регулярность зависит в основном от надежности установленных на ВС компонентов. Законопроект фактически предлагает переложить долю ответственности производителя авиационной техники в части обеспечения должного уровня надежности компонентов ВС на перевозчика, что не является оправданным.

3. Парк ВС, эксплуатируемых в ОАО "Аэрофлот", самый молодой на территории Российской Федерации. Средний возраст ВС составляет 3,6 года. Количество отказов компонентов растет с ростом налета ВС. Следовательно, рассчитанная сумма штрафов будет увеличиваться по мере увеличения налета.

4. Внесение изменений в пункт 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации может негативно отразиться на уровне безопасности полетов. Неисправности, обнаруженные в процессе подготовки ВС к вылету, зачастую связаны с конструктивными производственными недостатками компонентов ВС. Устранение неисправностей будет приводить к задержкам рейсов и, как следствие, наложению штрафов на перевозчиков, что, в свою очередь, может вынуждать перевозчика любой ценой не задерживать рейс и обеспечить требуемый уровень регулярности.

С учетом изложенного ОАО "Аэрофлот" предлагает:

  • снизить размер компенсации минимум в два раза;
  • отказаться от градации размера компенсации в зависимости от расстояния перевозки в пользу времени ожидания вылета;
  • объединить условия компенсации за задержку/отмену и отказ в перевозке с установлением срока ожидания вылета, при котором выплачивается компенсация, -6 часов;
  • исключить из текста законопроекта слово "штраф", заменив его словом "компенсация" (изложив в законопроекте понятие этого термина);
  • не вносить изменений в пункт 1 статьи 795 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем статью 2 проекта Федерального закона исключить.

Источник ATO.ru


Комментарии  1

userpic
evlama15.07.2011, 20:41Ссылка
Уважаемые авиаперевозчики и юристы!

В Регламенте ЕС №261/2004 от11.02.2004 , где в статье 3 параграфа 1 пункта "а" говорится, что Регламент применяется к пассажирам, отправляющимся из аэропорта, расположенного на территории государства-члена ЕС, а в статье 3 параграф 5 написано,что , Регламент применяется к любому фактическому авиаперевозчику, который обеспечивает перевозку указанных в параграфе 1 пассажиров. В статье 2 пункт "b" Регламента дается определение фактического перевозчика.

В соответствии с вышеизложенным прошу дать разъяснения: ОАО"Авиакомпания "Россия" грубо нарушила договор международной перевозки, а именно отменила по коммерческим причинам рейс Катания -Санкт-Петербург и могу ли я рассчитывать на действие в данной ситуации Регламента ЕС.

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей