Главная /
Деятельность /
Новости для потребителей /
СПРФ обращается к властям Российской Федерации с требованием дать оценку массовым нарушениям прав потребителей услуг пригородного железнодорожного транспорта и принять эффективные меры для наведения порядка в этой сфере. 20.10.2011 В Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) поступают обращения граждан – потребителей услуг пригородного железнодорожного транспорта в связи с многочисленными отменами пригородных поездов, иными отклонениями от исполнения графика движения, установленного расписанием, и невозможностью отказаться в таких случаях от поездки и вернуть уплаченные за нее деньги.
Так, например, в зоне пригородного сообщения Ленинградского вокзала г. Москвы в настоящее время вывешено многостраничное объявление об отмене электропоездов на период с 10 по 17 октября: 10 октября – по 5 составов в каждую сторону, 11 октября – по 16 составов, 12 октября – по 14, 13 октября – по 18, 14 октября – по 20 и т.д. Объявление не содержит каких-либо признаков документа, на руки гражданам не выдается, так что они вынуждены толпиться вокруг стенда, дожидаясь очереди для его переписки. Причины отмен в объявлении не указаны, администрация вокзала о них не знает либо не желает сообщать. Гражданам, прошедшим через турникет и узнавшим, что электрички, на которую они взяли билет, не будет, а следующую надо ждать неприемлемо долго, и потому решившим покинуть вокзал и воспользоваться другим видом транспорта, не только не возвращается стоимость билета, но их не выпускают на «свободную» территорию вокзала, пока они не приобретут в специальной кассе так называемый «выпускной» билет за 82,5 руб. То есть граждан, не получивших оплаченную ими услугу, лишают свободы передвижения до получения выкупа. И при этом каждое должностное лицо – охранники, кассиры, администраторы вокзала - утверждает, что действует в соответствии с установленными ему полномочиями в рамках утвержденных руководством дороги правил.
Аналогичные жалобы поступает в наши организации в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах.
Обратившиеся в СПРФ граждане вполне обоснованно, по нашему мнению, указывают на то, что расписание является такой же неотъемлемой частью договора перевозки, как и таблица стоимости проезда между пунктами железной дороги. Его неисполнение перевозчиком дает потребителю право отказаться от исполнения договора и потребовать не только возврата уплаченной за билет суммы, но и компенсации его убытков, связанных с расходами на другой вид транспорта и иными предусмотренными законодательством обстоятельствами. Но в претензионном порядке добиться этого невозможно, обращение потребителя в суд по каждому такому факту связано с совершенно несоразмерными затратами времени и средств, а общественные организации не имеют достаточно сил, чтобы вести такие иски, которых потребовались бы сотни тысяч по всей стране.
Потребители заинтересованы не только в восстановлении своих систематически нарушаемых в этой сфере прав, но прежде всего - в обеспечении порядка в работе пригородного железнодорожного и иного общественного транспорта, нарушения которого дезорганизуют жизнедеятельность огромного числа граждан со всеми вытекающими экономическими, социальными и политическими последствиями.
СПРФ обращается к администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Роспотребнадзору, Ространснадзору, ФСТ, ОАО «РЖД» с просьбой дать оценку сложившейся ситуации с массовыми нарушениями прав потребителей услуг пригородного железнодорожного транспорта и принять эффективные меры для наведения порядка в этой сфере. Пресс-служба СПРФ |