Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

«Кот в мешке» из Интернета или как защитить свои права после неудачной онлайн-покупки»

30.12.2011

Всемирная паутина прочно опоясала электронное пространство планеты и основательно вплелась в нашу повседневную жизнь. Покупка товаров в Интернете приобретает в настоящее время все более и более массовый характер, благодаря своему бесспорному удобству. В то же время широкая популярность электронной коммерции привлекает внимание недобросовестных людей, и является почвой для всякого рода мошенничества.

О безопасности онлайн-покупок и необходимых мерах для защиты от мошенников информирует почти каждый интернет-магазин. Такими мерами являются в частности предварительная проверка надежности продавца, внимательное ознакомление с предлагаемым товаром, его свойствами, комплектацией, местонахождением, а также способами и условиями доставки. Покупателям рекомендуется соблюдать осторожность в случае, если товар имеет чрезмерно низкую цену, продавец не прошел верификацию (проверку личных данных), зарегистрирован недавно или имеет невысокий рейтинг, если предлагается произвести оплату товара на анонимный счет в электронных платежных системах и т.п. Что же делать покупателю, который не смотря на свою осторожность, либо ввиду пренебрежения ею, попался на удочку мошенника и оказался обманутым: не получил оплаченный товар или получил товар ненадлежащего качества?

Изначально необходимо представлять, что интернет-ресурсы, где осуществляется купля-продажа товаров сети Интернет, можно классифицировать на магазины, где продавцом выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и электронные площадки (аукционы), на которых продавцами выступает неограниченное число пользователей – как физических, так и юридических лиц.

В первом варианте следует помнить, что каждая организация и индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, и внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Информацию о регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ можно свободно получить на сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://egrul.nalog.ru/.

При онлайн-покупке товара у юридического лица или индивидуального предпринимателя на отношения продавца и покупателя, приобретающего товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяет свое действие Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности его положения о дистанционном способе продажи товаров (ст. 26.1 Закона), а также Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.

По Правилам продажи товаров дистанционным способом с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар между покупателем и продавцом считается заключенным договор розничной купли-продажи. Все основные условия этого договора: информация об основных потребительских свойствах товара, о месте его изготовления, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, должны быть оговорены продавцом в описании товара на интернет-сайте. Там же продавец обязан довести до покупателя информацию о своем полном фирменном наименовании, юридическом адресе и адресе места нахождения. Если этой информации не имеется, то покупателю следует ее запросить у продавца до заключения договора, так как при отсутствии этих данных сложнее защитить права покупателя в случае неполучения товара или получения товара ненадлежащего качества.

В соответствии с Правилами продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору и информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, путем нанесения маркировки либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров). В случае если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях. Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором. Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены. Кроме того, вместо предъявления указанных требований, покупатель вправе вовсе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и за счет продавца возвратить последнему товар с недостатками. При отказе продавца от поставки покупатель также праве отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. О фактах нарушения интернет-магазином Правил продажи товаров дистанционным способом в целях принятия мер к нарушителю рекомендуется сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Гораздо сложнее защитить права покупателю, обманутому при онлайн-покупке товара на аукционе, когда продавцом выступает не зарегистрированное в официальном порядке лицо. На отношения по купле-продаже товаров между интернет-пользователями не распространяются Правила продажи товаров дистанционным способом и Закон о защите прав потребителей, а администрация электронного интернет-ресурса, на которой организована такая торговля, как правило, не берет на себя ответственности за действия пользователей. Привлечь к гражданской или уголовной ответственности недобросовестного продавца можно только наличии достоверных данных о его личности, адресе месте жительства или нахождения. Установлением этих сведений и расследованием обстоятельств конкретных случаев должны заниматься органы внутренних дел, куда следует обратиться с заявлением обманутому покупателю. Необходимо заметить, что правоохранительные органы не стоят на месте в применении современных достижений в области информационных технологий, и ситуация может быть не такой безнадёжной, как может показаться на первый взгляд.


Бушуев Дмитрий
юрист Кировского представительства
юридической компании «Яковлев & партнеры»
© «Яковлев и партнеры»

Источник Город Киров


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей