19.02.2013 Экспертное заключение
Союза потребителей Российской Федерации
на проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы
Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым
Авторы законопроекта предлагают дополнить Жилищный кодекс РФ новой статьей 111 «Обеспечение защиты прав потребителей в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг». Указанная статья содержит декларацию права потребителей жилищных и коммунальных услуг объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциации, союзы), «которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей». Также предлагается включить общественные объединения потребителей жилищных и коммунальных услуг в число субъектов, на основании обращения которых органы государственной власти и местного самоуправления организуют проведение проверки деятельности управляющей организации, и обязать органы государственной власти и местного самоуправления содействовать «созданию и деятельности местных общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг (их ассоциаций, союзов) в целях содействия осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля».
Содержание статьи не соответствует, на наш взгляд, ее наименованию и, что главное, лишено правовых новелл. Так, декларация права граждан на создание общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг ничего не добавляет к конституционной норме о праве граждан на объединение (статья 30 Конституции РФ) и нормам статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которые не только декларируют право граждан объединяться в общественные объединения потребителей, но и устанавливают конкретные права этих объединений. Этот закон регулирует отношения в области защиты прав граждан - потребителей любых товаров, работ и услуг, в том числе жилищных и коммунальных. Любые возможные сомнения в этом пресечены Пленумом Верховного Суда РФ, который в п.7 Постановления № 17 от 28.06.2012 г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", указал, что Закон «О защите прав потребителей» распространяется на отношения по поводу предоставления ТСЖ, ЖСК и другими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ).
Что касается проведения органами власти проверок по обращениям общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг, то уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления и сейчас в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ организуют внеплановые проверки деятельности управляющих организаций на основании «обращений и заявлений граждан, … юридических лиц, …». И если прежде такие органы нередко игнорировали обращения общественных организаций, не признавая их заинтересованными лицами, то сейчас они обязаны учитывать вывод Конституционного Суда РФ, который в своем Постановлении от 18 июля 2012 г. № 19-П определил равенство прав граждан и их объединений на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления (в связи с чем в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приводящий законодательство в соответствие с решением Конституционного Суда РФ).
Следовательно, для надлежащего реагирования органов власти на обращения общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг предлагаемая норма не нужна, в то же время ее принятие может повлечь отказы этими органами в проведении проверок по обращениям других общественных объединений, в том числе обычных (не узко специализированных) обществ потребителей.
Не актуально и предложение обязать органы власти содействовать созданию и деятельности местных общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг, поскольку такая норма уже имеется в законодательстве: статья 31-1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», где конкретизированы формы поддержки и процедуры принятия соответствующих решений.
Таким образом, рассмотренный законопроект в случае его принятия не создаст каких-либо отсутствующих в настоящее время прав и обязанностей каких-либо лиц, но лишь внесет дополнительную неопределенность в правоприменительную практику.
Пресс-служба СПРФ |