Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Общественные потребительские организации выступили против снижения штрафов по искам в защиту прав потребителей

13.09.2014

Снижение штрафов по потребительским искам недопустимо

 

Позиция организаций по защите прав потребителей относительно предложений по снижению размеров штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

 

            9 сентября 2014 года газета «Известия» опубликовала статью Дмитрия Рункевича и Елены Малай «Штрафы по потребительским искам предлагают снизить в пять раз». По информации газеты, депутат Государственной думы от Единой России Разиет Натхо подготовила  законопроект о внесении изменений в ФЗ «О защите прав потребителей». Предлагается снизить размер «потребительского штрафа» с 50 до 10% от суммы компенсации. Речь идет о п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», который гласит: «при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя».

            По словам депутата, «Таким образом мы сможем поддержать наш малый и средний бизнес, представители которого в ситуациях проигрыша в суде по большим суммам компенсаций несут серьезные потери, которые могут привести даже к банкротству.»

            Что это? Абсолютное непонимание сложившейся на потребительском рынке и в экономике страны ситуации? Попытка помочь национальному бизнесу в трудные годы за счет прямого снижения требований к качеству, безопасности продукции и услуг? В любом случае подобная депутатская инициатива выглядит, по меньшей мере, провокационной.

            Еще можно было бы понять, если бы подобное предложение мы услышали от представителей бизнеса. Но Разиет Хамедовна большую часть своей профессиональной деятельности отдала формированию системы медицины и социальной защиты Республики Адыгея. Она не понаслышке должна знать ситуацию с соблюдением потребительских норм отечественными предприятиями. Она должна хорошо помнить потребительскую анархию на рынках 90-х годов, когда только активное применение норм ФЗ «О защите прав потребителей», деятельность Роспотребнадзора, общественных организации по защите прав потребителей, применение этих самых штрафов ввели ситуацию в более-менее управляемое русло.

            Надеемся, что предложение, по сути дела, освободить нарушителей потребительского законодательства от ответственности – это эмоциональная реакция депутата на реальные проблемы малого бизнеса. Мы уверены, что эта «идея» не может найти серьезной поддержки в Федеральном Собрании, в Правительстве, в Администрации Президента.  Однако, к сожалению, это странное для депутата правящей партии предложение по духу очень созвучно другим инициативам, направленным против потребительского законодательства, которые активно лоббировались определенными кругами в последние годы.

            Часть российского бизнеса видит решение своих финансовых проблем в снижении качества производимой потребительской продукции, и оказываемых услуг, в уходе от финансовой ответственности за пренебрежительное отношение к гражданам собственной страны.

            В этой связи общественные организации по защите прав потребителей заявляют следующее:

            1. Ситуация на потребительском рынке в РФ очень далека от позитивной. Несмотря на активную деятельность Роспотребнадзора, потребительских союзов, правоохранительных органов количество нарушений потребительских норм остается высоким. Ослабление контроля в потребительской сфере нанесет прямой вред безопасности и благополучию российских граждан.

            2. Принятый в 1992 году ФЗ «О защите прав потребителей» - стержневой элемент национальной системы защиты прав потребителей. Штраф за несоблюдение в добровольном порядке справедливых требований граждан – основной элемент мотивации предприятий к соблюдению потребительских норм.

            3. Штраф, определенный по п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» представляет собой законную неустойку, которая экономически стимулирует хозяйствующих субъектов на досудебное урегулирование спора. Снижение этого штрафа приведет к сокращению случаев досудебного урегулирования и, соответственно, к возрастанию нагрузки на суды.

            4. В странах Западной Европы и США, где потребительская культура значительно более развитая, в последние годы наблюдается тренд на дальнейшее ужесточение норм. На этом фоне коренное ослабление системы защиты прав потребителей в России выглядит абсурдным.

            5. В связи с международными экономическими санкциями у российского бизнеса появилась возможность усилить свои позиции на внутреннем рынке. Однако крайне важно, чтобы эти дополнительные товары и услуги строго соответствовали принятым в нашей стране нормам по качеству, безопасности, информации и т.п. Государство, общественные организации должны в этот момент усилить контроль за реализуемыми на внутреннем рынке продуктами и услугами.

            6. Потребительский штраф, который уважаемый депутат предлагает почти обнулить, является финансовой основой существования общественных организаций по защите прав потребителей, которые в соответствии с законом оказывают гражданам бесплатную юридическую поддержку, в том числе и в судах. В случае принятия поправки, никаких возможностей по бесплатной поддержке граждан у потребительских союзов не останется, что также нанесет серьезный удар по защищенности граждан как потребителей.

            7. Мы очень рассчитываем, что попытки, по сути дела, ликвидировать существующую систему защиты прав потребителей, вернуться в эпоху потребительского беспредела первой половины 90-х годов, будут негативно восприняты основной частью делового сообщества.

 

            Мы надеемся, что руководство Государственной Думы ФС РФ, профильных комитетов хорошо осознает острую необходимость упрочения системы защиты потребительских прав россиян, как одной из важнейших основ социального мира, гармоничного и стабильного развития отечественной экономики.

 

             По сообщению пресс-службы СПРФ, данное заявление подготовлено Росфинпотребсоюзом и, по его информации, поддержано КонфОП и ОЗПП «Общественный контроль».

             Союз потребителей РФ согласен с изложенной в заявлении позицией, но не видит оснований для беспокойства, поскольку мы уверены, что даже если законопроект будет внесен в Госдуму (чего пока не случилось), перспективы быть принятым у него нет. В том числе и потому, что только что профильным комитетом одобрен для принятия в 1-м чтении законопроект, значительно усиливающий административную ответственность за нарушения прав потребителей."

 

Пресс-служба СПРФ


Комментарии  2

userpic
Митра24.09.2014, 07:57Ссылка
Здравствуйте!
Что касается нашей позиции в отношении снижения штрафов по потребительским искам, наша организация обеспокоена, поскольку в случае принятия указанного законопроекта действительно приведет к сокращению случаев досудебного урегулирования и, соответственно, к возрастанию нагрузки на суды, что развяжет руки недобросовестным участникам рыночных отношений и нанесет серьезный удар по защищенности граждан как потребителей.
userpic
Евгений Садовский13.10.2014, 09:04Ссылка
Эти то не получить. Сегодня, чтобы открыть новую фирму с тем же названием, но с другим ИНН, нужно всего-навсего 10 тыс руб. И это вместе с пошлиной.При этом новая фирма с тем же названием будет работать в том же месте. Потребитель зачастую вовсе не разбирается в ИНН ит.п. 7 слонов - так 7 слонов, а то, что это уже другая фирма,в голову не приходит. А доказать умысел при бездействии правоохранительных органов-невозможно. Легче бросить фирму,чем платить огромные суммы. Поэтому думаю, что смысл в снижении штрафа есть.Не до 10%. Хотя бы до 25.Тогда шанс тем же общественным объединениям потребителей получить штраф, значительно возрастет. К примеру, у нас в СПБ более 2 миллионов не исполненных исполнительных листов по штрафам. Здесь не только вина суд.исполнителей, судов, отказывающихся наложить аресты на имущество,но и то, что фирмы с уставным капиталом п в 10-12 тыс.руб. просто бросают. Процедура банкротства-для обычного потребителя непосильна.Более того суммы штрафов и неустоек не входят, в так называемый,минимальный ограничительный размер, для возбуждения процедуры банкротства. Нужно кардинально что то менять. И так, чтобы фирму нельзя было бросить. Это невыгодно тем организациям, кто паразитирует на исках к жилищно-коммунальному сектору. Понятно, что с этих организаций что то получить можно. Вот и на сайтах некоторых организаций распространяется информация: все сделаем бесплатно- и экспертизу, и в суд подадим, и т.п. В данном случае нужно задуматься не об ответчиках - крупных автодилеров, представительств иностранных производителей и структур ЖКХ, а об обычных организациях, которые сейчас, благодаря нашей внешней политике, еле-еле сводят концы с концами. И вообще, штраф нужно присуждать не потребителю, а государству. Необходимо устранить эту техническую ошибку в ст.13 Закона,добавив - в бюджет....

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей