Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Как защитить свои права пациентам платных медклиник

14.11.2014

Не секрет, что в наше время бесплатной медицине доверяют далеко не все. К тому же, зачастую, обратившись в поликлинику по месту жительства, приходится неделями ждать очереди на обследование или операцию. Те, кто ставит свое здоровье превыше денег, обращаются за платными медицинскими услугами. Но насколько безопасна такая медицина? И о чем нужно помнить, доверяя свое здоровье и деньги частным докторам?

Правила для всех

Платные медуслуги могут оказывать не только коммерческие клиники, но и государственные. И те и другие обязаны соблюдать правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ 04.10.2012 г.  К тому же перечень услуг, которые они имеют право оказывать, должен быть указан в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Помните: стоимость платных услуг в бюджетных государственных клиниках устанавливают учредительные органы, в то время как частные и другие медучреждения в праве сами устанавливать тарифы.

Прежде чем отправиться в клинику за свой счет, вам необходимо посмотреть, есть ли на интернет-сайте медучреждения необходимая для потребителя информация: перечень платных услуг с указанием стоимости, порядок и условия предоставления медицинской помощи а также график работы медработников, сведения об уровне их профессионального образования, квалификация специалистов. Такая же информация должна быть размещена на информационных стендах или стойках в помещении клиники.

Если вы сочли, что цены и квалификация врачей вам подходят, следующим шагом по приходу в клинику станет заключение договора. В нем должны быть четко прописаны условия и сроки получения услуги, порядок оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия изменения и расторжения договора. Кроме того, договор должен содержать сведения об исполнителе (то есть, медучреждении, в которое вы обратились), перечень платных услуг и их стоимость. После оплаты медицинских услуг в клинике вам обязаны выдать кассовый чек или квитанцию.

На что жалуются

По информации регионального управления Роспотребнадзора, за девять месяцев 2014 года выявлено 159 нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей со стороны организаций, оказывающих платные медицинские услуги. За этот срок на нарушителей был наложен штраф на общую сумму более 300 тыс. рублей.

В текущем году специалисты Роспотребнадзора подали три иска в суд в защиту потребителей, все из них были удовлетворены. Так, например, после проверки соблюдения законодательства в отношении ООО "Институт Красоты и здоровья" было выявлено, что эта организация не предоставляла необходимую информацию потребителям в Интернете. Суд предписал устранить нарушения прав потребителей.

"К нам не так часто обращаются с жалобами на платные медицинские услуги, - говорит глава Самарской областной общественной организации по защите прав потребителей Федор Разагатов. - И все же чаще всего подобные жалобы касаются платных стоматологических услуг".

По словам Федора Разагатова, ситуация с пациентами частных клиник осложняется тем, что они просто не задумываются в необходимости брать чек на оплаченные услуги, или же теряют их. Но права своих клиентов нарушают и сами клиники — например, отказываются выдавать медицинскую карту, в которой описано, как проводилось лечение, или же не заключают с пациентом договор на оказание услуг. "Чаще всего при устной просьбе клиента устранить недостатки платной медуслуги их попросту "отфутболивают", - говорит Разагатов. - Но после того, как они обращаются к нам с претензией, руководство клиники старается не доводить дело до суда и возмещает ущерб клиенту, так как дорожит своей репутацией. К слову, за этот год до суда не дошло еще ни одно дело".

Часто бывает тек, что ошибки своих коллег устраняют так называемые третьи лица, то есть врачи других клиник. Например, пациенту неправильно прочистили канал зуба, и возвращаться в ту же самую клинику ему уже не хочется. Тогда он в праве обратиться в другое медучреждение, где ему устранят недостаток, а счет за услуги в этом случае оплатит та клиника, которая допустила ошибку. Впрочем, иногда клиники часто соглашаются уменьшить стоимость услуги. "Например недавно к нам обратилась женщина, которой сделали некачественную пластическую операцию, - говорит Федор Разагатов. - Она заплатила за нее 120 тысяч рублей. Однако снова ложиться под нож хирурга ей не хотелось. В итоге они сошлись на том, чтобы клиника вернула ей половину  уплаченной суммы".

При этом стоит помнить, что часто потребителю нелегко доказать факт оказания некачественной медицинской услуги. "Не все врачи охотно соглашаются выдать справку о том, что в другой клинике пациенту оказали некачественную услугу, - рассказывает Разагатов. - Есть у них такая "врачебная солидарность". Тогда мы можем обратиться за помощью к медико-социальной экспертизе. Но за этот год пока никого отправлять туда не пришлось".

Если нарушают

По закону медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований методов диагностики, профилактики и лечения, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя. Кроме того, они должны строго соблюдать сроки исполнения услуги. В противном случае потребитель на свой выбор может назначить новый срок оказания услуги, потребовать уменьшения ее стоимости, потребовать исполнения услуги другим специалистом или вовсе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. К тому же медучреждение при нарушении сроков исполнения услуг обязано выплатить потребителю неустойку в размере 3% цены оказания услуги. Причем вы можете договориться, в каком виде вам выплатят неустойку: уменьшат стоимость предоставленной услуги, предоставят бесплатную дополнительную услугу или вернут внесенный вами аванс.

"Если же вам оказали некачественную услугу, вы можете потребовать по своему выбору безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, уменьшения ее цены или возмещения расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, - поясняет ведущий специалист отдела защиты прав потребителей  управления Роспотребнадзора Лариса Булавинцева. - Для этого нужно обратиться в клинику с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Претензия обязательно должна быть подписана и содержать дату ее составления. Один экземпляр претензии вручается представителю медицинского учреждения под роспись на втором экземпляре, который остается у потребителя".

Если у вас отказываются принимать претензию, ее нужно отправить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае если клиника отказывается удовлетворить ваши требования добровольно, спор придется разрешать в суде.

"При оказании платных медицинских услуг нужно помнить некоторые правила, - подытожил Федор Разагатов. - Обязательно заключайте договор с медучреждением, требуйте чек об оплате, а также попросите сделать ксерокопию вашей медицинской карты. В дальнейшем она сможет пригодиться вам чтобы доказать свою правоту. Также прежде чем пойти в какую-либо клинику, обратите внимание на ее имидж. Желательно выбирать те, у которых хорошие отзывы. К счастью, найти их в интернете в наше время не составляет труда".

Источник: Волга Ньюс


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей