Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Итоги судебной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан по защите прав потребителей за 2018 г.

21.02.2019

В 2018 году Управлением велась активная работа по судебной защите прав потребителей, в результате которой в суды представлено 735 заключений по гражданским делам в целях защиты прав потребителей, по 90% из которых исковые требования потребителей удовлетворены.

С помощью специалистов Управления потребители вернули себе денежные средства за некачественный товар или услугу на общую сумму 15 млн. 403 тыс. рублей, в том числе компенсацию морального вреда в размере 462 тысячи рублей.

Участвуя в деле в качестве государственного органа, дающего заключение, специалистам Управления удалось охватить практически все сегменты потребительского рынка судебной защитой: 57% (418) заключений касались споров, связанных с оказанием различных видов услуг, из которых 39% приходится на финансовую сферу (где 49% – по банковским услугам, 50% – по услугам страхования и 1% заключений было дано по микрофинансовым услугам); 8% - бытовое обслуживание; 7,4% - медицинские услуги; 6,4 %-туристские услуги; 4,8 % - жилищно-коммунальные услуги; 3,1% - услуги по долевому строительству жилья, 2,6% - услуги в сфере образования, остальные 28,7% заключений касались прочих видов услуг.

43% (317) заключений касались сферы розничной торговли (из которых 94,3 % стабильно приходится на продажу товаров по образцам; 3,5% продажа продовольственных товаров и 2,2% при заключении договоров с использованием дистанционных каналов («Интернет», мобильные приложения).

В 2018 году по сравнению с 2017 годом возросло количество заключений в сфере туристских услуг с 1,8 % до 6,4%, данный факт связан с нестабильной обстановкой на рынке туристских услуг и рынке воздушных перевозок.

Незначительно увеличилось количество заключений по спорам при оказании медицинских услуг с 5,6 % до 6,4 %.

В рамках реализации обеспечения гражданско-правовых механизмов и организации правозащитной деятельности в интересах потребителей в 2018 году Управлением продолжена активная работа по подаче исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Признание судом действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц и принятие судом решения об обязании ответчика прекратить реализацию товаров или оказание услуг с нарушением обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации является соразмерной и адекватной мерой в целях предотвращения новых нарушений прав потребителей.

Так, за 2018 г. Управлением было подано 111 исков в защиту неопределённого круга лиц, из которых большая часть - 65 исков (59%) - приходится, по-прежнему, на розничную торговлю и 46 (41%) исков подано по различным сферам услуг (гостиничные услуги - 25 исков, услуги на финансовом рынке - 5, медицинские услуги – 5, бытовое обслуживание населения - 2, услуги общественного питания - 2, образовательные услуги - 2, туристские услуги - 1, жилищно-коммунальные услуги - 1 и прочие - 3).

Последние изменения в законодательстве и новые тенденции на потребительском рынке (появление новых товаров, развитие различных видов работ/услуг и глобального интернета) позволяют специалистам Управления широко и активно применять разнообразную практику подачи исков в защиту неопределённого круга лиц.

К примеру, Управлением подан иск к ООО «Семейный дворик» за включение в стоимость оказанных услуг плату за обслуживание в размере 10% от стоимости чека, кроме того Управление обратилось в суд с иском к ООО «Анекс Регион магазин» о признании информации, размещенной на сайте туроператора о расстоянии от пляжа до моря недостоверной.

В ходе выявления систематических нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением реализовано право на подачу иска о ликвидации «Ваш компьютерный сервис» (осуществляющего деятельность по ремонту компьютеров).

В 2018 году на 13% возросло количество поданных исков в защиту законных интересов конкретных потребителей. Так, Управлением предъявлено в суды общей юрисдикции 85 исковых заявлений (в 2017 г. – 75 исков), в 94% требования истцов удовлетворены, потребителям возвращено 7,7 млн. рублей.

Кроме того, в 2018 году Управлением реализовано право на подачу коллективного иска в защиту групп потребителей, заключивших договоры с ООО «Образовательный центр». Поводом к обращению в суд послужили противоправные действия Общества, которое после заключения договоров об оказании образовательных услуг стало менять адреса проведения занятий, либо переносить занятия на разные даты. При требовании расторжения договора руководство Общества отказывало в возврате денежных средств. В настоящее время иски удовлетворены в полном объеме, в пользу потребителей взыскано более 1,2 млн. руб.

Таким образом, положительное разрешение Управлением дел в пользу потребителей, а также взыскание судами с ответчиков неустоек, компенсации морального вреда и штрафов имеет огромное превентивное значение для недопущения нарушений прав потребителей и способствует обеспечению жителей республики товарами и услугами высокого качества.

В целях оказания практической помощи потребителям все тексты судебных актов по искам Управления размещаются на официальном сайте Управления и в разделе «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребители http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей