Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Возвратный случай: ЧС предложили сделать причиной компенсации всей стоимости билета

24.03.2020

В России предложили облегчить возврат полной стоимости авиабилетов путешественникам. Новым основанием может стать объявление о чрезвычайной ситуации в стране прилета. Письма с такой инициативой в Минтранс и Госдуму направило Общероссийское объединение пассажиров (ООП). В перспективе мера позволит минимизировать денежные потери пассажиров. Но в сегодняшней ситуации может создать дополнительные риски разорения авиакомпаний, чьи потери из-за масштабных ограничений перелетов могут превысить 100 млрд рублей, предупреждают эксперты.

Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Принятых ЦБ и правительством мер пока достаточно, считают аналитики

Чрезвычайная билетная ситуация

В Воздушный кодекс (ВК) России предлагается внести поправки, расширяющие перечень случаев вынужденного отказа пассажира от авиаперелета, в которых он может вернуть деньги за билет. Об этом говорится в письме ООП министру транспорта РФ Евгению Дитриху от 19 марта (документ есть у «Известий»).

Общественники просят в п. 2 ст. 108 ВК указать новую причину для возврата авиакомпанией средств пассажиру — введение чрезвычайной ситуации (ЧС) в пункте прилета.

Сегодня основанием для того, чтобы потребовать от перевозчика возврата стоимости воздушной перевозки, являются отмена или значительная задержка рейса по вине авиакомпании, а также болезнь человека (должна подтверждаться документами). Отказаться от перелета, не потеряв деньги, можно и в случае болезни либо смерти близкого родственника.

 
Аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Возвращать — неплохая примета: от авиакомпаний требуют 1,4 млрд за отмененные туры
Ростуризм пригрозил банкротством туроператоров

В письме общественной организации подчеркивается, что из-за отсутствия пункта о ЧС многие пассажиры не могли вернуть полную стоимость билета и отказаться от вылета в страны с большим числом заболевших вирусом COVID-19 — до момента официального закрытия авиасообщения с этими государствами.

Председатель ООП Илья Зотов подтвердил «Известиям» отправку письма в Минтранс. По его словам, аналогичное обращение направлено главе комитета Госдумы по транспорту.

Глава ООП пояснил, что в период распространения коронавируса в организацию поступали многочисленные жалобы авиапассажиров. Так, Италия ввела режим ЧС 31 января, но полеты в эту страну РФ ограничила лишь 13 марта, и россияне не могли вернуть всю сумму, потраченную на билеты. В Китае режим ЧС с наивысшим уровнем опасности был объявлен 25 января, а авиасообщение между КНР и РФ сохранялось до 1 февраля. По словам Ильи Зотова, речь идет о десятках тысяч пассажиров, которые не имели права отказаться от поездки и теряли деньги либо были вынуждены рисковать здоровьем.

Стойки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Сколько продлится карантин на зарубежные поездки

— Внесение изменений в ст. 108 ВК позволит защитить права пассажира на безопасный отдых и расширит возможности для возврата средств для граждан, которые опасаются за свою жизнь, — говорится в обращении в Минтранс.

В ведомстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Спасение утопающих

На фоне обострения ситуации с распространением коронавируса с 23 марта российские власти ввели жесткие ограничения на международное авиасообщение. Отменены все перелеты, кроме 146 маршрутов — между Москвой и столицами других государств. Если у пассажира билет в одну из столиц, куда еще открыты полеты, требовать компенсации стоимости невозвратного билета он не сможет.

Для того чтобы россияне могли вернуться из-за границы, авиакомпании продолжат выполнять чартерные рейсы. Наиболее уязвимы в этой ситуации оказались туристический бизнес и авиаперевозчики. Потенциальные потери последних из-за закрытия международных линий замглавы Минтранса, руководитель Росавиации Александр Нерадько 17 марта оценивал в сумму более 100 млрд рублей.

В S7 Airlines сообщили «Известиям», что в сложившейся ситуации авиакомпания, вне зависимости от тарифа, позволяет пассажирам гибкие условия перебронирования. Купленные до 4 марта билеты еще можно успеть обменять на более поздние даты вылета или другие направления из маршрутной сети авиакомпании (эти условия действуют до 4 апреля). Перевозчик также ввел специальные сертификаты: их можно использовать для возврата полной стоимости авиабилета. Деньги останутся на личном депозите пассажира, их можно будет потратить на новое путешествие в течение одного года. В обоих случаях придется заплатить сбор в 1 тыс. рублей (для всех билетов тарифа «Базовый»), добавили в авиакомпании.

Кассы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Отрасль ждут дальнейшие многомиллиардные убытки, считают эксперты

Пассажиров Nordwind описанная ситуация с невозвратом денег не коснулась: регулярных рейсов в Европу компания не выполняла, а туристов из КНР возили чартерными рейсами по заказу туроператора, сказал «Известиям» представитель перевозчика. Он добавил, что сегодня на все билеты на регулярные рейсы, купленные с 14 марта по 15 апреля включительно (без ограничения даты вылета), действуют особые правила возврата и обмена. Это можно сделать, заплатив сбор 900 рублей за перелет по РФ или €10 — за границу.

У Utair также действует программа изменения даты вылета за рубеж, но денег компания не удерживает, сказали в пресс-службе перевозчика. Пассажирам предоставляется возможность однократно обменять билет на любую дату без изменения направления — вплоть до 31 декабря 2020 года. При обмене билета отмененного рейса на даты вылета после 1 июня необходимо будет доплатить разницу между тарифами, но сборы и штрафы взиматься не будут.

В других крупных авиакомпаниях на запросы «Известий» не ответили.

— Предложение Объединения пассажиров абсолютно логичное. В перспективе такая мера позволит поднять доверие к перевозчикам и спрос на их услуги, — сказал «Известиям» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Терминал
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Посольства в странах региона находятся в постоянном контакте со штабом МИД РФ

C этой точкой зрения согласна член Общественной палаты Елена Сутормина. Она подчеркнула, что люди, как правило, покупают авиабилеты за несколько месяцев до вылета, поэтому у пассажиров должна быть возможность вернуть деньги в такой ситуации, как введение режима ЧС.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, однако, отметил: невозвратные тарифы вводились перевозчиками как раз для того, чтобы переложить риски на пассажиров и за счет этого снизить стоимость билетов.

 У авиакомпаний ситуация на рынке перевозок и так катастрофическая, поэтому для некоторых из них такие условия — если их ввести сейчас — могут стать неподъемными, — считает он.

По его мнению, в перспективе предложенная поправка возможна, но дополнительные риски всё равно будут заложены в стоимость перелета.

Петр Шелищ считает, что перекладывать всю ответственность на потребителя неправильно. Невозврат денег, который произошел в такой ситуации, не спасет авиакомпании, а только затянет агонию отдельных игроков рынка. Объемы финансовых потерь перевозчиков таковы, что им нужны масштабные меры поддержки, которые может обеспечить только государство, уверен он.


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей