Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

О заседании Консультативного совета по защите прав потребителей

29.12.2021

23 декабря в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека под председательством руководителя Роспотребнадзора А. Поповой прошло очередное 31-е заседание Консультативного совета по защите прав потребителей (далее – Совет).

В рамках первого рассмотренного вопроса «О программе профилактики нарушений обязательных требований в области защиты прав потребителей и вовлечении общественных объединений потребителей в указанную работу» члены Совета в ходе его обсуждения отметили ту возросшую роль, которую профилактические мероприятия в силу соответствующих положений главы 10 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» призваны играть в деятельности Роспотребнадзора. При этом была особо отмечена значимость той работы, проделанной Роспотребнадзором совместно с Союзом потребителей Российской Федерации, результатом которой стала разработка проекта Методических рекомендаций Роспотребнадзора по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, призванных способствовать широкому внедрению в практику работы хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на потребительском рынке, тех подходов к добровольному определению контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, которые должны приводить к реальному и безусловному повсеместному соблюдению прав потребителей.

Способствовать достижению этой цели должен и предложенный Роспотребнадзором механизм привлечения к проведению такого вида профилактических мероприятий как самообследование представителей общественных объединений потребителей, что ранее уже нашло свою поддержку и в среде бизнес –сообщества.

В этой связи члены Совета поддержали названное начинание, предложив одновременно обеспечить всеобъемлющий мониторинг за ходом практической реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей на 2022 год, разработанной Роспотребнадзором.

Другой предметно рассмотренный членами Совета вопрос – «О противодействии недобросовестным действиям, связанным с навязыванием дополнительных товаров и услуг при продаже автомобилей и включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей» - был продиктован его очевидной актуальностью для многих потребителей, столкнувшихся с подобными случаями, принявшими массовый характер (только в Роспотребнадзор в текущем году поступило 499 жалоб по этому вопросу).

В этой связи до членов Совета была доведена информация о соответствующей правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на примере Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, которым в отношении недобросовестных автодилеров было вынесено свыше 200 постановлений о привлечении к административной ответственности, 111 потребителям оказана практическая помощь в досудебной и судебной защите их прав.

Члены Совета констатировали, что на данном сегменте потребительского рынка действует имеющая явные признаки целенаправленных противоправных действий в целом схожая схема:

ü потребитель видит в сети Интернет рекламу автомобиля по привлекательной цене, а также крайне выгодные условия автокредитования;

ü сотрудник автосалона в ходе телефонного разговора «подтверждает» все условия, указывает на наличие действующих «государственных программ», скидок и др.;

ü уже непосредственно в автосалоне в процессе рассмотрения заявок на кредит сообщается, что кредит на изначально «забронированный» автомобиль одобрен, но на иных, менее выгодных условиях; одновременно навязывается иной автомобиль (цена «автоматически» увеличивается в 1,5-2 раза); при этом в момент подписания кредитного договора цена снова меняется и появляются различные дополнительные услуги (например, карты «Помощь на дороге», страховки, юридическое сопровождение и т.п.);

ü процесс заключения договора искусственно затягивается (от 6-10 часов), постоянно предоставляются на подпись различные документы (причем некоторые граждане отмечают подмену страниц или частичное исчезновение документов).

Как результат – вынужденно приобретается автомобиль по цене, в 1,5 и выше раза превышающей изначально запланированную потребителем, при этом отдельно берется оплата за дополнительные услуги (как минимум 60-100 тысяч рублей), заключается не обязательный кредитный договор.

По единодушному мнению членов Совета одной из причин подобных действий является явно недостаточный уровень административной ответственности за подобного рода нарушения, поскольку даже максимально возможный размер административного штрафа, который в настоящее время за «включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей» согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ составляет для юридических лиц лишь двадцать тысяч рублей, а для должностных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, – только две тысячи рублей, никак в принципе не мотивирует хозяйствующие субъекты к соблюдению обязательных требований в области законодательства о защите прав потребителей.

Исходя из этого членами Совета из числа представителей общественных объединений потребителей было предложено в очередной раз поставить вопрос о повышении уровня административной ответственности для лиц, нарушающих, зачастую намеренно, права потребителей.

Кроме того, было предложено непосредственно со стороны Совета акцентировать внимание правоохранительных органов на ситуации в сфере продажи гражданам автомобилей, для чего было решено дополнительно обобщить соответствующие материалы по данному вопросу, имеющиеся у территориальных органов Роспотребнадзора и у общественных объединений потребителей, с целью их направления для предметного рассмотрения в адрес МВД России.  

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2021 года в первом чтении принят внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 1184356-7 «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», основным целеполаганием которого является обеспечение действенного заслона недобросовестным практикам и совершенствование мер защиты прав потребителей.

Данный законопроект был разработан Роспотребнадзором во исполнение соответствующего поручения Президента Российской Федерации и Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Основой для его разработки послужили результаты многолетней правоприменительной практики, непосредственное участие в формировании которой принимали территориальные органы Роспотребнадзора, а также соответствующий международный опыт правового регулирования отношений с участием потребителей.

Законопроект закрепляет открытый перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, а также определяет запрещенные в отношении потребителей действия со стороны хозяйствующих субъектов.

Предлагаемые законопроектом изменения статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», позволяющие существенно повысить уровень защищенности граждан, что само по себе должно стать стимулом для безусловного соблюдения продавцами (исполнителями, владельцами агрегаторов) прав потребителей и добросовестного ведения ими своего бизнеса на потребительском рынке, нашли живой отклик у депутатского корпуса Государственной Думы, что выразилось в единогласной поддержке данной законодательной инициативы.

Среди прочего разработанный законопроект предусматривает запрет на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению им своих персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации, гарантируя тем самым, что практика в отношении сбора и использования персональных данных потребителей будет законной, прозрачной и справедливой.

В этой связи для обеспечения действия названной нормы Роспотребнадзором был разработан проект федерального закона № 1184517-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных), который также 24 ноября 2021 года был рассмотрен и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.

Тем самым, все предлагаемые нововведения станут еще одним важным шагом в поступательном движении к более высокому уровню обеспечения защиты базовых потребительских прав граждан и позволят имплементировать в российское законодательство те положения Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, принятых Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г., которые в числе принципов добросовестной деловой практики называют защиту личной информации и использование механизмов получения согласия на сбор и использования личных данных потребителей.

Пресс-служба Роспотребнадзора

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей