Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Доклад о реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ по вопросам защиты прав потребителей, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации

06.06.2022

Роспотребнадзор опубликовал Доклад о реализации отраслевых документов стратегического планирования РФ по вопросам защиты прав потребителей, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации

Доклад о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации 1. Общая информация  об отраслевом документе стратегического планирования Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации (далее - отраслевой документ стратегического планирования) 1.1 Наименование отраслевого документа стратегического планирования: Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года; Плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. 1.2 Реквизиты акта, которым утвержден отраслевой документ стратегического планирования: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р» (далее- План мероприятий). 1.3 Федеральный орган исполнительной власти (далее - разработчик): Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). 1.4 Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Отсутствуют. 1.5 Отчетный год, за который представляется доклад о реализации отраслевого документа стратегического планирования: 2021 год. 2. Аналитическая справка о реализации отраслевого документа стратегического планирования 2.1 Описание динамики показателей отраслевого документа стратегического планирования, отраженных в пункте 5 настоящего доклада: Реализация отраслевых документов стратегического планирования в 2021 году, несмотря на остающиеся ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), была продолжена в полном 2объеме. В целом достигнуто улучшение ситуации в отрасли по сравнению с предыдущим годом.2.2 Оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в описываемой сфере или отрасли экономики: В целом меры государственного регулирования оцениваются как достаточно эффективные. Следует учтывать, что в рамках проведения масштабной реформы контрольной (надзорной) деятельности, нацеленной на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности через отмену всех существующих нормативных актов в сфере контроля (надзора), и построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков, был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»1, вступивший в законную силу с 1 июля 2021 г.Закон № 248-ФЗ предусматривает закрепление применения рискориентированного подхода, возможности применения альтернативных инструментов регулирования, регламентирует статус участников контрольного (надзорного) производства, перечень и порядок контрольных (надзорных) мероприятий, процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, порядок привлечения контролируемых лиц к ответственности и оспаривание действий контрольного (надзорного) органа. Кроме этого, в Законе № 248-ФЗ сделан акцент не на привлечении контролируемого лица к ответственности, а на предупреждение нарушений обязательных требований посредством применения контрольными (надзорными) органами широкого спектра инструментов, среди которых приоритетное место отводится профилактике нарушений обязательных требований. В связи с этим в систему результативности и эффективности федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей входят ключевые и индикативные показатели, которые не основаны на количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и т. п. показателях, используемых ранее.Таким образом, переход к новой системе так называемого «умного контроля», основанного на внедрении профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации в работе 1 Далее – Закон № 248-ФЗ.3контрольных (надзорных) органов, должен способствовать достижению основных целей – обеспечение благополучия населения.В соответствии с пунктом 47 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 3205-р, Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»2 так называемый «законспутник», главной целью которого стало приведение положений отраслевых законов в соответствии с Законом № 248-ФЗ. «Законом-спутником» были внесены соответствующие изменения в более чем 100 отраслевых законов, в том числе и в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (статья 4 Закона № 170-ФЗ).Основное содержание статьи 4 Закона № 170-ФЗ составили положения, вносящие изменения в статью 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».Новая редакция статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает наименование федерального государственного контроля (надзора), его предмет как совокупность обязательных требований, требования к положению федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, а также определяет иные функции Роспотребнадзора.Помимо актуализации положений отраслевых федеральных законов, «закон-спутник» направлен на совершенствование правового регулирования в отдельных сферах, связанных с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.Принятие Закона № 248-ФЗ, а также Закона № 170-ФЗ послужило основанием для подготовки Роспотребнадзором нового положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.В результате проведенной работы 1 июля 2021 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1005 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей»3.Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей определен порядок организации и проведения федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными 2 Далее – Закон № 170-ФЗ. 3 Далее – Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.4предпринимателями, обязательных требований в области законодательства о защите прав потребителей, а также требований технических регламентов применительно к объектам технического регулирования в том случае, если эти объекты являются предметом отношений с участием потребителя и установленные техническими регламентами обязательные требования направлены на обеспечение соответствующих прав потребителя.В свою очередь, обязательным требованиям посвящен отдельный закон, принятый также в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, а именно Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»4, который определяет само понятие обязательного требования, регламентирует процесс разработки и принятия таких требований, устанавливает цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, определяет сферы общественных отношений, в рамках которых должны группироваться обязательные требования и соответствующие им виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона № 247-ФЗ Роспотребнадзором утвержден и размещен на официальном сайте в сети интернет перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках данного федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей5.Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 247-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований», вступившее в силу 1 марта 2021 г., которым определен порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований. Реестр обязательных требований (далее – Реестр ОТ) представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создана в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц. Реестр ОТ содержит перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия6.В настоящее время идет процесс наполнения реестра обязательными требованиями.Также во исполнение части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ в 2021 году приказом Роспотребнадзора от 23 декабря 2021 г. № 804 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской 4 Далее – Закон № 247-ФЗ. 5 https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_na.php 6 https://ot.gov.ru5Федерации, дата регистрации: 21.01.2022, регистрационный номер: № 66949, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, номер опубликования: 0001202201210024, дата опубликования: 21.01.2022), был утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.В рамках работы по реализации положений Закона № 248-ФЗ Роспотребнадзором были разработаны и утверждены индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц (приказ Роспотребнадзора от 26 января 2022 г. № 29 «Об утверждении перечня индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей»).В соответствии с частью 7 статьи 51 Закона № 248-ФЗ в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований Роспотребнадзором были подготовлены методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, которые утверждены соответствующим приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 декабря 2021 г. № 787 (далее – Методические рекомендации) и размещены на официальном сайте Роспотребнадзора в сети интернет7. Использование такого нового инструмента, как самообследование позволяет осуществить превенцию потребительских споров и возможных расходов контролируемого лица, связанных с нарушением обязательных требований.Методические рекомендации предусматривают формы проведения, порядок проведения самообследования, а также способы принятия декларации соблюдения обязательных требований.Роспотребнадзором ведется работа, связанная с разработкой технического решения, обеспечивающего возможность прохождения самообследования в автоматизированном режиме в форме тестирования, проводимом на официальном сайте Роспотребнадзора.В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, а также повышения информированности о способах их соблюдения и во 7 https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.p6исполнение положений статьи 44 Закона № 248-ФЗ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» была разработана и утверждена приказом Роспотребнадзора от 17 декабря 2021 г. № 787 программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей8 на 2022 год, которая размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сети интернет9.Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда содержит анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения, показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.Помимо прочего, Роспотребнадзором в соответствии со статьей 14 Закона № 247-ФЗ ведется работа по подготовке руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей. Руководство по соблюдению обязательных требований будет применяться контролируемыми лицами на добровольной основе.В развитие положений Закона № 248-ФЗ в 2021 году также были приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации: – от 6 марта 2021 г. № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым утверждены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля; – от 2 апреля 2021 г. № 528 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в связи с которым в реестр внесены сведения о видах контроля (надзора), об органах, которые их осуществляют, перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований; 8 Далее – программа профилактики рисков причинения вреда 9 https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=19152.7классификация объектов контроля с категориями риска; программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; информация о том, как получить консультации по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о профилактических и контрольно-надзорных мероприятиях; – от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415», которым определены порядок внесения сведений в единый реестр, порядок предоставления доступа к сведениям, содержащимся в едином реестре, порядок функционирования и информационного взаимодействия единого реестра с иными информационными системами; – от 28 апреля 2021 г. № 663 «Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 г.», утвердившее перечень соответствующих видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок обжалования решений органов, действий (бездействия) их должностных лиц; – от 19 июня 2021 г. № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными», которым установлены случаи и сроки прекращения действия сертификата соответствия или декларации о соответствии; – от 15 июля 2021 г. № 1203 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым предусмотрено, что ГИС «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» будет использоваться в том числе для сбора, обработки, анализа и учета сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), с использованием подсистемы сбора данных системы; для ведения реестров разрешительной деятельности. Изменены состав сведений и сроки их внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; – от 3 августа 2021 г. № 1299 «Об утверждении Правил возмещения контролируемому лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки», которым установлены случаи и порядок возмещения контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу стоимости, утраченной в ходе выездной проверки продукции (товаров); – от 3 декабря 2021 г. № 2192 «Об утверждении Правил взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»;8– от 2 февраля 2022 г. № 90 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами федерального государственного контроля (надзора) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также возмещения таким экспертам расходов, понесенных в связи с их участием в контрольных (надзорных) мероприятиях».Кроме этого, приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. № 151 утверждены типовые формы документов, используемых контрольными (надзорными) органами, а приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 г. № 294 (в соответствии с пунктом 7 данный документ вступил в силу с 1 июля 2021 г. и действует в части правоотношений, урегулированных Законом № 248-ФЗ) утверждены порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, порядок рассмотрения ими проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий, а также порядок согласования с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.Еще одной из новелл, определяющих полномочия Роспотребнадзора, являются изменения, внесенные в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которым федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, осуществляется в пределах компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей.Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1019 (начало действия редакции – с 1 марта 2022 г.).Приказом Минцифры России от 20 декабря 2021 г. № 1357 «Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2022 г., регистрационный № 67418) в развитие положений части 10 статьи 23 Закона № 248-ФЗ утвержден индикатор риска нарушения обязательных требований, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.9За II полугодие 2021 года контрольные (надзорные) мероприятия проведены в отношении 3 574 контролируемых лиц. Количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий в II полугодии 2021 года составило 9 008 единиц. Общее количество проверок, проведенных в рамках Федерального закона № 248-ФЗ в II полугодии 2021 года составило 1940 единиц (документарные и выездные проверки). Общее количество внеплановых проверок снизилось по сравнению с I полугодием 2021 года Доля документарных проверок в отчетном периоде составила 759, что выше показателя в I полугодии 2021 года (на 25 % - 603). За отчетный период по итогам проверок наложено 13975 штрафа. По итогам проверок общая сумма, наложенных административных штрафов составила 139 273,2 тысяч рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, наложенных по итогам проверок составила 132 531,5 (95,16 %). Средний размер наложенного административного штрафа 17,5 тысяч рублей. Вынесено 3 716 определения о проведении административного расследования.Во II полугодии 2021 года наложено 13 975 административных штрафов. Общее количество наложенных штрафов в результате совершения административных правонарушений, по которым были проведены административные расследования, составило 3 711.Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов составило 72,59 %.Средний размер наложенного административного штрафа в результате проведения административного расследования составил 25,8 тысяч рублей. Составлено 18 799 протоколов об административных правонарушениях. Вынесено 16 629 постановлений о назначении административных наказаний. 10 854 постановления о назначении административных наказаний в виде административного штрафа, вынесено по результатам рассмотрения дел об административных.Отношение суммы взысканных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов составило 87,35 %.Роспотребнадзором выдано 21 748 предостережений  о недопустимости нарушения обязательных требований, вынесено 6652 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано 417 предписаний по фактам нарушений, выявленных по результатам проведения внеплановых проверок. Кроме того, было дано 5324 заключений по делу в суде, а также подано 2796 исков в защиту прав потребителей, из них в защиту неопределенного круга потребителей - 1532, в защиту конкретного потребителя - 1245, из них в защиту группы потребителей - 19.В соответствии с приказом Роспотребнадзора№ 29 от 26.01.2022 "Об утверждении перечня индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) 10охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей. Целевое (плановое) значение ключевого показателя на 2021 г. составляет 33%, достигнутый ключевой показатель составляет  - 36%. 2.3 Итоги реализации мероприятий, предусмотренных отраслевым документом стратегического планирования в отчетном году (при наличии таких мероприятий): На основе распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 481-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р» в 2021 году фактически было завершено выполнение следующих мероприятий.Во исполнение пунктов 4 и 6 Плана мероприятий Роспотребнадзором в 2021 году завершены процедуры согласования разработанного Роспотребнадзором проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении и исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей, (недопустимых и несправедливых условий) и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках)10, а также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных». Закон содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. Фиксируется, что в случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.В перечень недопустимых условий, например, вошел пункт о праве на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи. Недопустимым также объявлено положение об обусловливании приобретения одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные 10 Федеральный закон от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"11карты возврату не подлежат». Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.С его принятием введен запрет принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации.Всего в законе в качестве недопустимых названы 13 условий, ущемляющих права потребителей.Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и станут действенной мерой в деле искоренения распространенных несправедливых практик в правоотношениях с участием потребителей.При разработке поправок к закону «О защите прав потребителей» была проанализирована и учтена зарубежная регуляторная практика в соответствующей сфере, подходы, сформированные в рекомендациях ОЭСР, а также российская правоприменительная практика, сложившаяся в судах. Подготовка закона вызвала повышенный интерес со стороны экспертов, предпринимательского сообщества, отраслевых министерств и ведомств, что потребовало внесения в него множества дополнений и поправок. Как отмечалось ранее, основной текст закона был подготовлен еще в 2019–2020 году, что позволило Коллегии Евразийской экономической комиссии использовать структуру и логику российского законопроекта для подготовки рекомендаций, которые включают принципы и критерии добросовестной деловой практики в отношении потребителей розничной торговли, в том числе электронной. Документ принят 12 января 2021 г. в рамках реализации Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года.В документе, в разработке которого совместно со всеми уполномоченными органами 5 государств – членов ЕАЭС принимал активное участие Роспотребнадзор, учтены закрепленные в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года ключевые направления развития евразийской интеграции в части совершенствования рыночных институтов с учетом наилучших международных и национальных практик, повышения эффективности функционирования рынков товаров и услуг исходя из необходимости обеспечения гарантий качества, безопасности обращаемых товаров, информированности и надлежащей защиты прав потребителей.К принципам добросовестности предпринимателей отнесены: сохранение баланса интересов сторон и недопущение ущерба интересам потребителя; равное, недискриминационное обслуживание потребителей; достоверность и своевременность предоставления информации о товарах и продавце и обеспечение доступности информации для потребителя; минимизация рисков причинения вреда здоровью или имуществу потребителей; недопустимость использования продавцом преимуществ своего положения перед потребителем; конфиденциальность и защита персональной 12информации потребителя; беспрепятственное осуществление гражданских прав, их защиты; ответственность продавца; обеспечение прав и законных интересов потребителей в электронной торговле на уровне не ниже, чем для других форм торговли.Среди условий, ущемляющих права потребителей и недопустимых в договорах с ними, – изменение условий договора или стоимости товара продавцом в одностороннем порядке; ограничение права потребителя на обмен или возврат товара, проданного посредством электронной торговли, или товара, приобретенного в рамках маркетинговых акций; использование агрессивной рекламы и прочее.В 2021 году в соответствии с пунктами 8, 10, 31 Плана мероприятий была продолжена работа по разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайнмеханизмов урегулирования споров». Законопроект призван создать благоприятные условия для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий, что позволит укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, упростить и сделать более доступной защиту их прав и снизить нагрузку на судебную систему. В законопроекте предусмотрена возможность привлечения сторонами спора экспертов, специалистов, медиаторов и иных независимых посредников в целях содействия урегулированию спора посредством платформы онлайнурегулирования споров. 29 марта 2021 г. законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно последним поправкам, внесенным в законопроект, досудебные споры будут урегулироваться через портал «Госуслуги». Законопроект был принят в первом чтении 26 мая 2021 года.В связи с большим количеством замечаний и предложений, в Комитете Государственной Думы по промышленности и торговле, а также в Правительстве Российской Федерации в 2021 году была продолжена работа над законопроектом.В частности, в законопроект внесены уточнения в части, касающейся способов доведения до потребителя информации о возможности использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» при использовании онлайн-механизма урегулирования споров. Принятие законопроекта ожидается в 2022 году.В рамках исполнения пункта 11 Плана мероприятий Роспотребнадзором еще в 2020 году был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской федерации «О защите прав потребителей и 13отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений с участием потребителя и унификации ответственности за нарушение прав потребителей)» и 2021 году прошло широкое общественное обсуждение законопроекта.Так, 15 июля 2021 в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли СанктПетербургского регионального отделения «Деловая Россия», Экспертного совета по потребительскому рынку при Комитете по экономическому развитию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялся круглый стол по вопросам подготовленных поправок к закону «О защите прав потребителей». Представители бизнеса обсудили разработанный Роспотребнадзором законопроект, поделились своими замечаниями и предложениями по его доработке.В связи с тем, что всего от экспертов и представителей бизнессообщества к законопроекту поступило более ста замечаний и предложений, работа над одним из ключевых для систематизации российского законодательства о защите прав потребителей законопроектов была продолжена в 2021 году и подготовка новой редакции будет осуществлена уже в 2022 году, после детальной проработки поступивших позиций.В целом проект федерального закона призван упорядочить и актуализировать правовые нормы, направленные на повышение гарантий защиты прав потребителя, как экономически слабой стороны гражданскоправовых отношений, в том числе в части закрепления единообразных подходов к определению мер ответственности за однородные нарушения прав потребителей по договорам купли-продажи товаров и договорам о выполнении работ (оказании услуг).К основным целям разработки проекта федерального закона относятся: а) повышение уровня доверия потребителей к сферам экономической деятельности, связанной с производством и оборотом товаров, выполнением работ и оказанием услуг; б) отражение в законодательстве о защите прав потребителей опыта его применения и толкования судами; в) сближение положений законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского союза и иных стран с развитым правовым регулированием, обеспечивающим гармоничное развитие общества, его благосостояние и приемлемый уровень рисков для потребителей; г) использование в национальном законодательстве о защите прав потребителей новейшего положительного опыта систематизации законодательства (в том числе кодификации) в других странах; д) поддержание единообразия регулирования потребительских отношений в государствах – участниках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств;14ж) обеспечение стабильности законодательства о защите прав потребителей Российской Федерации, устранение коллизий правового регулирования в сфере защиты прав потребителей и правоприменении; з) повышение эффективности судебных и несудебных форм защиты прав потребителей.Проектом, в частности, закрепляется, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, вправе пользоваться гарантиями, установленными Законом о защите прав потребителей. Лица, осуществляющие отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, являются субъектами, при сделках с которыми применяются положения законодательства о защите прав потребителей.Законопроектом закрепляются новые правила распределения бремени доказывания с учетом возложения такого бремени на продавца (исполнителя, изготовителя) при рассмотрении споров о защите прав потребителей, возникающих из договоров, в соответствии с которыми гарантийный срок не установлен или составляет менее двух лет, а также правило, согласно которому установленный хозяйствующим субъектом гарантийный срок не может составлять менее одного года.Предлагаются также изменения: – обязывающие хозяйствующих субъектов доводить до сведения потребителей информацию об адресе своего сайта в сети интернет и электронной почты (при наличии); – уточняющие обязанности потребителя по предоставлению предмета претензии на проверку качества и (или) экспертизу; – устанавливающие обязанность исполнителя при наличии спора о причинах возникновения недостатков работы (услуги) провести за свой счет соответствующую экспертизу.Кроме того, проектом унифицируются правила о законной неустойке в потребительских правоотношениях применительно к нарушениям перевозчиком сроков исполнения обязательств по перевозке граждан, а также при долевом строительстве в связи с задержкой срока передачи объекта.Разработанный проект федерального закона призван повысить уровень защиты прав потребителей и одновременно создать законодательный заслон на пути применения недобросовестных практик профессиональными участниками потребительского рынка, тем самым расширить возможности их здоровой конкуренции. В целом будущий закон станет важным фактором гармонизации социальных отношений в обществе и ускорения социальноэкономического развития России.15Принятие законопроекта обеспечит системность правового регулирования отношений, складывающихся при защите прав потребителей, позволит исключить противоречия и проблемы в их правовом регулировании и гарантировать единообразие правоприменительной практики, повысит эффективность соответствующего правового механизма.Положения проекта федерального закона соответствуют Руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей от 22 декабря 2015 г., Соглашению о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., Соглашению об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г., Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.Пунктом 17 Плана мероприятий предусмотрено проведение социологических опросов граждан об удовлетворенности состоянием уровня защиты их прав как потребителей.Прежде всего следует отметить, что потребительские привычки граждан в 2021 году во многом изменились, хотя их в определенной степени их скорректировала пандемия еще в 2020 году, особенно в части, касающейся отдыха.По данным исследования Ernst&Young почти половина опрошенных россиян отмечают, что их образ жизни в 2021 году в существенной степени изменился. При этом 38 % полагают, что эти изменения останутся надолго, а возможно, и навсегда. Россияне на фоне пандемии стали менее оптимистичны в отношении своего будущего и улучшения финансового положения. 47 % респондентов отметили, что стали проводить больше времени дома, что стало причиной более редкого посещения магазинов и сокращения трат на товары не первой необходимости для трети россиян.В среднем 71 % респондентов стараются больше экономить по сравнению с периодом до пандемии, при этом половина респондентов отмечают, что стали тщательнее планировать свой бюджет. 58 % в России указали цену товара как самый главный фактор при выборе. Однако, данный фактор является важным преимущественно для респондентов с доходом до 35 тыс. рублей.Несмотря на тот факт, что пандемия подтолкнула компании и потребителей к переходу в онлайн-торговлю, в России потребители оказались не готовы к этому. Так, 52 % респондентов считают, что им гораздо удобней и комфортней совершать покупки в розничных магазинах продуктов, чем совершать покупки на их сайтах. При этом 29 % воздержались от ответа.Вне зависимости от уровня дохода 59 % респондентов не покупают продукты питания онлайн, так как им важно видеть товар перед покупкой. Также респонденты в качестве негативных факторов онлайн-торговли отмечают высокую стоимость доставки и отсутствие части товаров для покупки в онлайн-режиме.16По данным ВЦИОМ, как и в начале двух предыдущих лет, каждый четвертый россиянин планирует сделать ремонт в квартире или купить мебель в текущем году (26 %). Второй по популярности статьей расходов, запланированной нашими соотечественниками на следующий год, является туристическая поездка — ее хотят совершить 20 % россиян (во второй половине ушедшего года об этом сообщали только 10 %). Бытовую технику планируют приобрести 15 % россиян, еще 12 % оплатят обучение. Купить мобильный телефон или автомобиль в 2021 году хотят 11 % наших соотечественников.Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в грядущие 365 дней запланировали по 8 % россиян, также по 7 % хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.Результаты различных исследований подтверждают приверженность россиян общемировым тенденциям на формирование более рационального, экологичного и здорового потребления.По данным опроса Россельхозбанка 41 % россиян отметили, что при выборе продуктов питания обращают внимание на их состав, натуральность и качество. Для почти трети респондентов (28 %) важна цена продуктов, а каждый пятый участник опроса говорит, что обращает внимание на бренд. А вот 12 % потребителей сообщают, что при выборе продуктов руководствуются его вкусовыми качествами.Схожие тенденции регистрировал и ВЦИОМ в октябре 2021 года. Две трети россиян (64 %) предпочтут более дорогой товар более дешевому, если дорогой товар будет более безопасным для окружающей среды (68 % среди 25–34-летних), каждый четвертый (25 %) выбрал бы более дешевый, но менее экологичный товар (39 % среди 18–24-летних).Индекс потребительского доверия (показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок) в 2021 году на минимальном уровне был зафиксирован в начале года (35 пунктов) и достиг своего пика в декабре (41 пункт), оставаясь в целом на уровне 2019 года, притом, что в период пандемии (апрель 2020 года) он опускался до уровня 24 пункта.В 2021 году Аналитическим центром НАФИ было опубликовано исследование о наличии барьеров в использовании финансовых услуг людьми с инвалидностью.За три года люди с инвалидностью стали активнее пользоваться финансовыми услугами. Большинство (81 %) людей с инвалидностью, которые пользовались услугами кредитных организаций в 2020 году, остались довольны обслуживанием. Респонденты сообщили о росте приспособленности отделений для людей с инвалидностью и повышении качества обслуживания. Больше людей с инвалидностью стали использовать дистанционные сервисы, при этом для некоторых категорий это еще остается проблемой. Так, доля тех, кто считает, что дистанционные каналы полностью либо частично не приспособлены для нужд людей с инвалидностью, почти в 4 17раза больше среди людей с нарушениями зрения, чем среди людей с нарушениями слуха и опорно-двигательных функций.Относительно удовлетворенности качеством туристских и гостиничных услуг, исследования показывают, что три четверти тех, кто отдыхал этим летом (75 %), остались довольны летним отдыхом (90 % в 2020 г.), 23 % – остались недовольны (10 % в 2020 г.). Довольны летним отдыхом 93 % тех, кто отдыхал в другом городе в России, 90 % тех, кто отдыхал в Крыму, 89 % отдыхавших за границей, 83 % тех, кто отдыхал на курортах Краснодарского края и 79 % тех, кто отдыхал на даче. Уровень удовлетворенности летним отдыхом среди россиян оказался на самой низкой отметке с 2013 г.Три четверти россиян (74 %) отдыхали этим летом (77 % в 2020 г.). Наши сограждане рассказали, как именно они отдыхали этим летом: 33 % были на каникулах или в отпуске, но остались дома, 23 % отдыхали на даче или садовом участке, 9 % отдыхали в другом городе или селе России, 5 % посетили курорты Краснодарского края, а 4 % побывали в Крыму. При этом 27 % наших сограждан не отдыхали и не брали отпуск этим летом (21 % в 2020 г.).При этом жалобы на качество обслуживания были только у 6 % опрошенных. Чаще всего те, кто остался недоволен летним отдыхом, не смогли поехать туда, куда хотелось (40 %), им не понравились слишком высокие цены в месте отдыха (13 %), не понравилась погода или отдых был слишком короткий (по 9 %).По мнению 43 % россиян, за последний год условия отдыха в России изменились в лучшую сторону (50 % среди тех, кто отдыхал на даче), 18 % полагают, что изменились в худшую сторону (22 % среди тех, кто был в отпуске, но оставался дома), а 23 % считают, что условия не изменились.Оценивая по десятибалльной шкале, с какой вероятностью наши сограждане порекомендуют отдых в России своим друзьям и знакомым, где 1 – точно не порекомендуют, а 10 – точно порекомендуют, россияне в среднем поставили 8 баллов.Также следует отметить, что на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в 2020 году опубликован стандарт ГОСТ Р ИСО 10004–2020 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению», вступающий в силу 1 апреля 2021 г.Стандарт подготовлен на основе перевода на русский язык международного стандарта ISO 10004:2018 Quality management – Customer satisfaction – Guidelines for monitoring and measuring и даёт рекомендации по определению и осуществлению процессов мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей и предназначен для использования организациями, независимо от их вида, размеров или выпускаемой продукции.Пунктом 18 Плана мероприятий предусмотрено проведение мониторинга правоприменительной практики, связанной с нарушением прав потребителей, относящихся к социально уязвимым группам потребителей.18Федеральным законом от 18 марта 2020 г. № 56-ФЗ установлены особые меры защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, детей). Статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, которая предусматривает административную ответственность продавца (исполнителя) за отказ потребителю в предоставлении или в доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности, возрастом, кроме случаев, когда такой отказ мотивирован законными основаниями.За указанные правонарушения предусмотрены штрафы в следующих размерах: – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц; – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц.Статья была дополнена примечанием, в котором уточняется, что административная ответственность наступит за отказ в предоставлении товаров (работ, услуг) или в доступе к ним по указанным причинам каждому потребителю в отдельности, а также за каждый случай такого отказа, если он выражался неоднократно.Необходимость принятия такого закона была обусловлена участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, в сфере отдыха, в иных потребительских сферах по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного возраста и иным подобным основаниям.Принятый закон направлен прежде всего на стимулирование продавцов, исполнителей к соблюдению прав такой категории потребителей, а также на предоставление им дополнительных гарантий защиты их прав наряду с гарантиями, установленными положениями Закона «О защите прав потребителей».В 2021 году часть 5 статьи 14.8 КоАП РФ активно применялась Роспотребнадзором, вынесено 23 постановления по данному составу. В 16 случаях права социально уязвимых потребителей были нарушены в области розничной торговли, 7 – нарушения касались сферы услуг в т.ч. общественного питания – 2 нарушения.Так, например, в 2021 год Управлением Роспотребнадзора по Новгородской области рассмотрено 39 письменных обращений потребителей, которые относятся к социально уязвимой категории (пенсионеры, инвалиды и др. категории), что составляет 3 % от общего числа рассмотренных. Основными вопросами, послужившими поводами для обращений, явились: – приобретения товаров ненадлежащего качества; – отказ со стороны продавца (исполнителя) в возврате денежных средств; – неудовлетворение требований об устранении недостатков выполненных работ, нарушения сроков исполнения договора.19Обращения, содержали требования имущественного характера, в связи с чем в 2021 г. в поступивших обращениях от социально уязвимых групп населения отсутствовали основания для проведения Управлением проверок в рамках Федерального Закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с нормами Федерального Закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением в рамках рассмотрения одного обращения было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно требований ст. 8, 10, 16 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В ходе рассмотрения обращений Управлением разъяснялись нормы законодательства в сфере защиты прав потребителей, оказывалась помощь в составлении претензий к продавцам, исполнителям услуг.Так на исполнителя услуг ИП, которым были заключены договоры с гражданами на выполнение работ по установке окон, дверей и др., взимались денежные средства, а обязательства не выполнялись, поступило более 10 обращений из них от 4 потребителей, которые относятся к социально уязвимой категории граждан. Также граждане жаловались на некачественное оказание услуг в сфере финансов, коммунальных услуг, услуг почтовой связи.В рамках полномочий Управлением были подготовлены и поданы в судебные органы 7 исковых заявлений в защиту конкретных потребителей. Основная доля исковых требований заключалась в расторжении договоров и взыскании неустойки, компенсации морального вреда. В том числе из числа поданных исковых заявлений Управлением были поданы исковые заявления с требованиями обязать, исполнителя ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ПАО «Россети СевероЗапад») выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств на объекте. По результатам судебных разбирательств исковые требования потребителей о расторжении договора, возврате уплаченных по договору денежных средств, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа за неудовлетворение требований в добровольном порядке, в том числе о выполнении мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств на объекте судом были удовлетворены. Присуждено денежных средств в пользу потребителей – 238 592 руб., из них компенсация морального вреда – 17 000 тыс. рублей.Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю были поданы иски в защиту конкретных потребителей в защиту лиц, относящихся к категории социально уязвимых групп населения. Иски связаны с нарушениями прав потребителей при продаже мебели по образцам (нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара) и технически 20сложных приборов (реле контроля напряжения с недостоверной информацией о товаре). В пользу потребителей присуждено 87 тыс. рублей.Учитывая, что 3 декабря – Международный день инвалидов, который установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году на 47-й сессии (резолюция № A/RES/47/3), в преддверии этого дня в декабре 2021 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», Уполномоченным по правам потребителей в Республике Башкортостан организованы встречи с председателями Регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» по Республике Башкортостан и Уфимской городской организации «Мир», в целях выработки механизма взаимодействия и оказания консультативной помощи гражданам с ограниченными возможностями.Также в 2021 году Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан подано 23 иска к недобросовестным медицинским организациям ООО «Центр здоровья», ООО «Центр Красоты и Здоровья», ООО «Гранд Мед» в целях защиты прав и законных интересов уязвимых потребителей.В качестве примера можно привести дело 76-летней гражданки Д., которая заключила договор на оказание медицинских услуг с ООО «Центр здоровья». Передумав, заявитель захотела вернуть деньги, имея на это право, в соответствии со статьей 32 Закона «О защите прав потребителей», но обратившись с заявлением к исполнителю, получила отказ.Посчитав отказ в возврате денежных средств незаконным, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан подано исковое заявление в защиту нарушенных прав потребителя.Судья Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, встав на сторону Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан и потребителя, удовлетворил требования о расторжении договора, возврате денежных средств и компенсации морального вреда. С ООО «Центр здоровья» в пользу потребителя Д. взысканы денежные средства в размере 155 700 рублей.Аналогичные примеры защиты интересов социально уязвимых потребителей есть и в иных территориальных органах Роспотребнадзора.Предложения, направленные на развитие и совершенствование институциональных, организационных и правовых основ национальной системы защиты прав потребителей на основе обобщения судебной практики по защите прав отдельных потребителей, их групп и неопределенного круга потребителей и анализа лучших международных практик регулирования в сфере защиты прав потребителей (пункт 19 Плана мероприятий) в 2021 году полностью реализованы в двух указанных выше законопроектах, касающихся формирования перечня условий, ущемляющих права потребителей, создания условий для противодействия навязыванию дополнительных услуг, ограничения прав потребителей на свободу договора под угрозой отказа 21реализации товаров и услуг в случае не предоставления избыточных персональных данных, а также унификации мер ответственности в различных сферах за нарушение прав потребителей. В соответствии с разделом III Плана мероприятий предусмотрено развитие информационных ресурсов в сфере защиты прав потребителей и альтернативных механизмов разрешения споров, содействие просвещению и образованию потребителей.В 2021 году основная работа в указанной сфере была сосредоточена в рамках реализации комплексного информационно-просветительского проекта Роспотребнадзора «Здоровое питание» (далее – Проект), который явился стратегическим направлением реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья».Целями проекта является снижение доли граждан, страдающих ожирением, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни, внедрение принципов здорового питания среди россиян, повышение осознанности населения в вопросах питания, развитие у населения знаний прав потребителя и понятия «качество и безопасность продукции».Задачи проекта сосредоточены на следующем.Закрепление в сознании потребителя информации о том, что здоровое питание – это Просто-Полезно-Доступно. Продвижение культуры потребления здоровых национальных продуктов. Создание у потребителя четких представлений о полезной и вредной пище, развенчание мифа о дороговизне и недоступности здорового питания. Формирование и продвижение полноценного и доступного рациона здорового питания для всех групп населения. Просвещение. Повышение информированности граждан о том, что потребительская корзина содержит все необходимые продукты для здорового питания.Проведенные в 2019 году исследования показали: – 60,8 % населения России интересуются вопросами здорового питания; – 40 % хотели бы иметь возможность получать бесплатные рекомендации специалистов в онлайн-режиме; – 20 % россиян согласились принять участие во всероссийском проекте, посвященном теме здорового питания.Итогом реализации проекта «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» в 2019 году явились следующие результаты: – создание и старт работы ключевой платформы проекта – портала здоровое-питание.рф; – реализация партнерских проектов с ВГТРК («Доброе утро» на канале «Россия-24») с РИА Новости («Выбери с Роспотребнадзором»); – публикация 16 тематических полос по ключевым темам проекта в печатных изданиях «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты»; – создание серии мультфильмов «Мимимишки» – анимационных видео с популярными мультгероями канала «Россия-1», посвященных правилам здорового питания для дошкольников; 22– создание рекламных видеороликов о проекте «Здоровое питание».Это позволило обеспечить совокупный охват аудитории более 30 млн человек.В 2020 году, в самом начале пандемии и период неопределенности и повышенной тревоги у россиян, Роспотребнадзор инициировал исследование «Национальный Индекс Тревожности». По результатам исследования в целом главный тренд 2020 года – повышение интереса людей к своему здоровью, в том числе к здоровому питанию как к возможности лично контролировать и отвечать за здоровье себя и своей семьи. Данный тренд лег в основу коммуникационной работы в 2020 году.Анализ более 1,6 млн постов в соцсетях и более чем 400 тысяч материалов в СМИ позволил сделать следующие выводы.Более 76 % респондентов интересуются тематикой здорового питания, воспринимая этот вопрос, как лично значимый. Торговые сети фиксируют рост внимания потребителей к теме здорового питания. Лидерство государства как субъекта темы здорового питания определяется реализацией различных программ и проектов, заложенных в паспорта нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография».В 2020 году запущены специальные разделы сайта здоровое-питание.рф «Школа здорового питания» и «Книга рецептов», отвечающие на запросы аудитории на простые правила здорового питания, полезные рекомендации и советы, то есть содержащие доступную информацию для применения на практике (рис. 1.1, 1.2).Совокупный охват аудитории мероприятий 2020 года, в т.ч. на портале здоровое-питание.рф в 2020 году составил более 30 млн человек.Публикации в СМИ – более 1500 публикаций по теме здорового питания в крупнейших федеральных СМИ: Комсомольская правда, АиФ, Российская газета, РИА Новости, ТАСС, Газета.ru, Лиза, Здоровье и другие. Стартовала партнерская программа по популяризации проекта «Здоровое питание» – с Группой «Черкизово», X5 Group, Национальным союзом мясопереработчиков и другими партнерами проекта реализовано 8 проектов с суммарным охватом в более 1 млн человек.23Рис. 1.1. Наполнение раздела «Школа здорового питания» на портале здоровое-питание.рфРис. 1.2. Наполнение раздела «Книга рецептов» на портале здоровоепитание.рф Также в 2020 году был начат кросс-платформенный (360) партнерский проект с ИД «Комсомольская правда»: специальный тематический раздел на сайте kp.ru, трансляции на сайте и страницах «КП» в соцсетях, публикации в газете, видеоинтервью на страницах «КП» в соцсетях, тематические эфиры на радио «КП», радиомарафон «День здорового питания», онлайн-конференции 24с участием звезд и представителей экспертного сообщества. Суммарный охват аудитории – более 15 млн человек. Пилотные выпуски новой программы на телеканале «Россия-1» «ФОРМУЛА ЕДЫ – ЛУЧШЕЕ В РОССИИ» стали лидерами по количеству просмотров по данным панельных телеизмерений «Mediascope Россия».Страницы «здоровое питание» в социальных сетях позволили привлечь внимание к материалам Проекта более 10 млн человек. Это оказался один из самых востребованных форматов доставки контента о здоровом питании потенциальным целевым аудиториям. Динамика роста подписчиков с момента создания составила почти 300 %.В 2021 году основная задача проекта была добиться его расширения и развития в условиях пандемии по основным трендам и ожиданиям потребителей.Рис. 1.3. Задачи по развитию Проекта в 2021 году В 2021 году на портале здоровое-питание.рф создана полноценная библиотека верифицированной информации (см. рис. 1.4). Рис. 1.4. Контентное развитие портала здоровое-питание.рф в 2021 году Одним из наиболее показательных результатов 2021 года стало изменение отношения к здоровому питанию в позитивную сторону у трети жителей РФ за период реализации проекта. Итоги исследования подчеркнули важную роль разъяснительно-просветительской работы Роспотребнадзора и 25проекта «Здоровое питание» в динамике приверженности ЗОЖ и здоровому питанию среди россиян (рис. 1.5).Рис. 1.5. Ключевые результаты проекта в 2021 году В соответствии с пунктом 28 Плана мероприятий подготовлен обзор лучших практик защиты прав потребителей общественными организациями.Закон «О защите прав потребителей» предусматривает не только государственную, но и общественную защиту прав потребителей, а также общественный контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в данной области. Для этого создаются специальные общественные объединения в организационно-правовой форме ассоциаций (союзов).В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и гражданпотребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.В 2021 году продолжилась работа общественных объединений в обеспечении защиты прав потребителей, предусмотренная статьей 45 Закона «О защите прав потребителей».Так, по информации, представленной Министерством юстиции Российской Федерации, в реестрах зарегистрированных некоммерческих организаций Минюста России и его территориальных органов по состоянию на 1 января 2022 года содержатся сведения о 1 337 общественных объединениях, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов потребителей, тогда как 2020 году таких организаций было зарегистрировано 1 436, а в 2019 году 1 931.26Практически половина от всех общественных объединений потребителей зарегистрирована в Центральном и Приволжском федеральных округах 637 организаций (в 2020 г. – 685, а в 2019 г. – 976 организаций), в Сибирском федеральном округе находятся 160 организаций (в 2020 г. – 209, а в 2019 г. – 215 организаций), в Северо-Западном федеральном округе – 185 организаций (в 2020 г. – 185, а в 2019 г. – 195 организаций), в Южном федеральном округе – 146 организаций (в 2020 г. – 145, а в 2019 г. – 123 организации), в Уральском федеральном округе –106 (в 2020 г. – 108, а в 2019 г. – 117 организаций), в Дальневосточном федеральном округе – 45 организаций (в 2020 г. – 57, в 2019 г. – 253) и Северо-Кавказском федеральных округах – 58 организаций (в 2020 г. – 57, а в 2019 г. – 60). Как следует из представленной информации Минюста России, количество общественных объединений в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилось на 99 организаций (6,9 %) (рис. 1.5).Снижение произошло за счет ликвидации многих общественных объединений из-за отсутствия финансирования, нехватки профессиональных кадров, отсутствия методического обеспечения по решению конкретных задач.Рис. 1.5. Количество общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), зарегистрированных Минюстом России за 2017–2021 гг.Взаимодействие территориальных органов Роспотребнадзора с общественными объединен

Роспотребнадзора

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей