Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Обманутые клиенты интернет-сервисов до сих пор пренебрегают правилами безопасности при совершении покупок и оплаты услуг

07.07.2022

Свыше четверти россиян в 2022 году хотя бы раз лишились денег при совершении покупок в интернет-магазинах и маркетплейсах и в процессе оплаты услуг онлайн-сервисов. Из них подавляющее большинство до столкновения с мошенниками переоценивали свои возможности распознать их, но даже получив горький опыт, все еще пренебрегают мерами безопасности. Таковы результаты опроса*, проведенного мультисервисным логистическим оператором СДЭК.

Как минимум каждый четвертый респондент (28%) в 2022 году хотя бы раз нарывался на мошенников и был обманут в процессе совершения покупок в интернет-магазинах и маркетплейсах или оплате услуг онлайн-сервисов. Лишь каждому седьмому из них удавалось вернуть свои деньги.

Больше половины респондентов, пострадавших от мошенников, до того, как их обманули, оценивали уровень своей подкованности в части интернет-безопасности “достаточно высоко” (54%), а каждый пятый (20%) — “очень высоко: думал(а), что меня невозможно обмануть”.

Респондентам предлагалось уточнить, как именно их обманули.

Каждый третий (31%) зашел на сайт, оплатил покупку или услугу, не получил никаких уведомлений и на следующий день / неделю сайт стал недоступен. Свыше четверти (29%) оплатили покупку на сайте, но продавец не выслал трек-номер, в “службе поддержки” говорили о проблемах с поставками — в итоге товар так и не отправили, а номер стал недоступен. Каждый восьмой (12%) зашел на сайт якобы известного бренда, оформил доставку, трекинговый номер не получил, а посылки не дождался. Позвонив на сайт, обнаружил, что заказа нет и что оформил он его на подставном сайте, которые отличался от настоящего парой символов в ссылке. Каждый десятый (10%) увидел рекламу брендового товара по цене значительно ниже среднерыночной, оформил покупку с предоплатой и в итоге получил китайскую подделку.

Респондентам также предлагалось объяснить, почему они захотели обратиться именно к продавцам, которые впоследствии оказались недобросовестными.

Почти половину опрошенных (48%) привлекло то, что продавец предлагал условия гораздо выгоднее среднерыночных. Треть (34%) поверили на слово, объяснив, что человек был очень убедительным. Почти столько же (31%) покупали товар / оплачивали услугу в спешке, поэтому не уделили достаточно времени и внимания вопросам безопасности совершения сделки.

Результаты опроса позволяют сделать вывод, что пользователям стоит уделить больше внимания самообразованию в части защиты своих персональных данных при совершении покупок, а поставщикам услуг следует чаще информировать клиентов о существующих схемах обмана и о способах минимизации риска быть обманутым.

Например, 60% респондентов соглашаются на просьбу продавца перевести беседу из официального чата сервисов в Whats App или любой другой мессенджер, где мошенники могут бесконтрольно предлагать покупателю перейти по вредоносным ссылкам и через них вывести деньги с карты.

Каждый второй опрошенный (50%) не всегда обращает внимание на адрес ссылки, по которой продавец просит перейти для совершения оплаты, в то время как фишинговые сайты могут отличаться от настоящих сайтов брендов или сервисов даже всего на один символ.

Каждый шестой респондент (16%) потенциально готов оплатить товар без предъявления продавцом накладной, а каждый седьмой (15%) не помнит, привязана ли его банковская карта к сайтам интернет-магазинов, маркетплейсов, служб доставки, сайтов продажи авиа- / жд-билетов и т.д.

По данным Group IB, которые приводит газета "Коммерсантъ", с марта более чем на треть в России выросло количество фишинговых сайтов, имитирующих сервисы экспресс-доставки товаров за границу. Такие сайты хорошо сконструированы, чтобы не вызвать подозрений пользователей. Зачастую в мошеннической схеме может участвовать несколько человек, каждый из которых будет сопровождать жертву на разных этапах. Например, после оформления заказа с пользователем встречается курьер, выдает символическую накладную, ссылаясь на спешку или неработающий терминал, принимает деньги переводом на карту и забирает посылку, а через некоторое время обманутому клиенту может спустя время прийти уведомление об утилизации отправления.

* В опросе приняли участие 1502 респондента из всех федеральных округов в возрасте старше 18 лет. Из них 46% — женщины и 54% мужчины.

Современные страховые технологии

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей