Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Шаурма по-Братски: о каких проблемах общепита заставляет задуматься ЧП в Иркутской области

11.07.2023

Шаурма по-Братски: о каких проблемах общепита заставляет задуматься ЧП в Иркутской области

Недавний случай в городе Братске Иркутской области, где некачественная шаурма стала причиной отравления более ста посетителей местного кафе, в очередной раз заставил задуматься о состоянии дел в сфере общепита. Как сырье сомнительного происхождения попадает на кухни сетей фастфуда и достаточно ли инструментов имеют надзорные органы, чтобы пресекать оборот небезопасной продукции, – в этих и других вопросах «Ветеринария и жизнь» попыталась разобраться вместе с экспертами.

Шаурма по-Братски: о каких проблемах общепита заставляет задуматься ЧП в Иркутской области
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Курятина из ниоткуда

Массовое пищевое отравление лю­дей в Братске случилось 13–14 июня. По данным регионального отделения Роспотребнадзора, острой кишечной инфекцией заболели 103 человека. Перед появлением первых признаков пострадавшие употребляли в пищу фастфуд, купленный в кафе «Шаурму хочу» в центре города, выяснили в след­ственном управлении Следственного комитета России по Иркутской области.

Лабораторными исследованиями выявили у пострадавших, персона­ла кафе, а также в пробах пищевой продукции сальмонеллу. По предва­рительным данным, источником бак­терии стала либо курица, из которой готовили блюда, либо соус, а возмож­но, и то и другое.

С помощью цифровых систем Рос­сельхознадзора удалось выяснить, что в день отравления людей для приготовления шаурмы использова­ли охлажденное мясо птицы, вырабо­танное предпринимателем из Крас­ноярского края И. З. Хабибуллиным. В надзорном ведомстве полагают, что курятину, проданную через цепочку трейдеров владельцу кафе «Шаурму хочу» Артушу Арутюняну, произвели из просроченного сырья.

«По транзакциям Хабибуллина в ин­формационной системе «Меркурий» можно увидеть, что он списал про­дукцию с истекшим сроком годности, но никаких документов о ее уничто­жении или утилизации с 1 по 20 июня не оформлял. В системе также видно, что с начала текущего года Хабибуллин таким образом списал больше 30 тонн просроченного мяса птицы, а реально уничтожил только 1 тонну. Куда делась остальная продукция – непонятно. При этом партию курятины, поступившую в Братск А. Арутюняну, судя по тран­закции в системе, выработали из сы­рья неизвестного происхождения», – рассказывает «ВиЖ» замначальника управления государственного ветери­нарного надзора Россельхознадзора Максим Цуканов.

Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Контроль в условиях моратория

С марта прошлого года в стране дей­ствует мораторий на плановые про­верки бизнеса, а для проведения вне­плановых надзорных мероприятий требуются серьезные основания. На­пример, угроза причинения вреда жиз­ни и тяжкого вреда здоровью граждан.

По мнению Олега Павлова, предсе­дателя организации по защите прав потребителей «Общественная по­требительская инициатива» (ОПИ), мораторий на проверки бизнеса не­гативно отразился на многих сферах потребительского рынка, в частности на общественном питании. «Некото­рые оставшиеся без контроля пред­приниматели увеличивают прибыль за счет найма низкоквалифицирован­ного персонала, сокращения издержек на качество и условия хранения про­дукции и тому подобное. В результате мы имеем стабильный рост числа на­рушений, связанных с причинением вреда здоровью потребителей», – от­мечает общественник. Так, по оценкам руководителя ОПИ, общее количество нарушений в общепите по сравнению с прошлым годом выросло в 2,5 раза.

Применительно к ситуации в Брат­ске основания для проведения внепла­новой проверки кафе «Шаурму хочу» появились у Роспотребнадзора только после первых обращений пострадав­ших от отравления людей за медицин­ской помощью. При этом, как отмечает Максим Цуканов, у Роспотребнадзораесть доступ ко всем компонентам го­сударственной информационной си­стемы в области ветеринарии «ВетИС», включая «Меркурий». «Чтобы купи­ровать проблему на ранних стадиях, достаточно было посмотреть в «Мер­курии», какое сырье откуда приходило в кафе, из каких мест ранее поступало, и приостановить деятельность постав­щиков продукции неустановленного происхождения. А их может быть два, а может быть десятки», – говорит собе­седник «ВиЖ». К сожалению, добавляет он, этим инструментом органы надзора за общепитом сегодня не пользуются.

Стоит отметить, что Роспотребнад­зор – главный проверяющий орган в сфере общественного питания. В ве­дении этой организации весь спектр санитарно-эпидемиологических во­просов, соблюдение СанПиНов, права потребителей, качество товаров и ока­зания услуг. «Чтобы такие ситуации не повторялись, надзорным органам и хозяйствующим субъектам нужно начать работать с системой просле­живаемости. Вся необходимая инфор­мация в ней есть, самое главное – же­лание этой системой пользоваться. К сожалению, пока Роспотребнадзор не проявляет такого желания и не при­меняет «Меркурий» для проведения своих надзорных мероприятий», – кон­статирует Максим Цуканов.

Издание «ВиЖ» направило в пресс-службу Роспотребнадзора официальный запрос с вопросом: «Как обеспечивается контроль за работой точек общепита в условиях моратория на плановые проверки?» На момент сдачи публикации в печать ответа над­зорного ведомства на запрос «ВиЖ» не поступило.

Для решения подобных проблем эксперты давно предлагают передать контроль за качеством сельхозпро­дукции Минсельхозу. У министерства сельского хозяйства есть возможность осуществлять такой контроль, исполь­зуя систему прослеживаемости на базе «Меркурия». Цифровая система позво­ляет отследить всю цепочку поставщи­ков за считаные секунды, что делает такой контроль гораздо эффективнее плановых проверок.

Фото: Istock.com

Уголок потребителя

Между тем продажи шаурмы на рос­сийском рынке выросли на 100 и даже 200%. Об этом говорят исследования оператора фискальных данных «Плат­форма ОФД», а также ряда ретейлеров и маркетплейсов.

Кандидат медицинских наук врач-диетолог, заведующая консуль­тативно-диагностическим центром здорового и спортивного питания ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Екатерина Бурляева рассказала «ВиЖ», на что посетитель должен обратить вни­мание, выбирая место покупки шаурмы.

Во-первых, важна чистота зала, в котором готовят блюдо. Повар должен быть в перчатках и шапочке.

Во-вторых, каждый из компонентов должен находиться в отдельном контей­нере. Это касается мяса, овощей и майо­неза. Нельзя, чтобы сырое мясо лежало рядом с приготовленными продуктами. Хорошо, если используется прозрачная стена, которая позволяет увидеть про­дукты, но при этом помогает избежать их загрязнения.

Эксперт также рекомендует об­ратить внимание на состояние ово­щей: они должны быть свежими, не залежавшимися.

Главный ингредиент блюда – мясо. Самая большая опасность этого компо­нента шаурмы – недостаточная терми­ческая обработка. Ломтики должны быть срезаны с вертела только тогда, когда они полностью прожарились, но при этом еще сохранили сочность. То есть сок мяса должен быть прозрачным, а само мясо на срезе не должно быть розово-красным.

https://vetandlife.ru/sobytiya/shaurma-po-bratski-o-kakih-problemah-obshhepita-zastavlyaet-zadumatsya-chp-v-irkutskoj-oblasti/

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей