Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Подписчикам онлайн-сервисов хотят напоминать о списаниях

22.07.2023

Подписчикам онлайн-сервисов хотят напоминать о списаниях
Если владельцы площадок забудут это сделать, то их вскоре могут начать штрафовать
Поделиться
Читать нас в
12.07.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов


 
© pxhere.com
Забывчивым клиентам онлайн-кинотеатров и любых других платных сервисов напомнят об окончании срока подписки, причем сделать это должны будут сами сервисы. Такой законопроект в ближайшее время планирует внести в Госдуму группа депутатов. В перспективе тех, кто расставляет «подписочные ловушки», могут начать штрафовать, рассказали авторы документа. Подумали законодатели и о покупателях маркетплейсов: интернет-магазинам могут запретить списывать деньги с карт клиентов, которые они удалили из базы.

Продление вслепую
Подписка — это цивилизованный способ смотреть кино, слушать музыку, пользоваться дополнительными возможностями соцсетей и других онлайн-площадок, не прибегая к пиратскому контенту и хакерским ухищрениям. По данным международной исследовательской компании GfK на начало 2023 года, около половины россиян оформили подписки на онлайн-кинотеатры, в том числе бесплатные и пробные, а около трети платили за это деньги. Большинство активных пользователей в России имеют в среднем три подписки, ежемесячно они тратят на них около одной тысячи рублей.

Годовая выручка от подписок на цифровой контент в России достигает 180 миллиардов рублей, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин. При этом успех подобных бизнес-моделей, по его словам, зависит не только от увеличения количества подписчиков, но и от удержания уже имеющихся, которые формируют больше 70 процентов доходов. «Чтобы держать долю отписок низкой, компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, которые оставляют потребителей с подписками, которыми они не пользуются», — отметил Немкин.

Часто интернет-сервисы используют автоматическое продление подписки без явного предупреждения об этом. Пользователь вполне мог уже забыть, что когда-то где-то посмотрел один фильм и заплатил за это, но спустя отведенный период — месяц, полгода или даже год — онлайн-кинотеатр напомнит о себе списанием денег с карты. «Непрозрачные правила выставления счетов за подписки, сложные процедуры их отмены и плохая коммуникация с сервисами чаще всего оставляют потребителей с подписками, которыми они не пользуются», — заключил Антон Немкин.

Банковская карта — это персональные данные
В ближайшее время в Госдуму планируют внести законопроект, который закрепит обязанность интернет-сервисов не меньше чем за сутки предупреждать клиентов о списании денег за подписку. Такое уведомление должно содержать дату списания платежа, информацию, как прекратить подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки, рассказал депутат Немкин. Но если потребитель заплатил за годовую подписку и отказался от нее через шесть месяцев, подписка продолжит действовать до конца всего периода.

Еще одна новелла запрещает торговым площадкам списывать деньги с карт, данные о которых были удалены из личного кабинета до момента приобретения товара. Причем в данном случае, по словам члена думского ИT-комитета, речь может идти и о более серьезном нарушении: маркетплейсы по требованию пользователей не удаляют данные карт, которые являются персональными данными. А это открывает дорогу для утечек чувствительных сведений.

Подготовленный законопроект касается всех видов сетевых подписок, в случае принятия он вступит в силу с 1 марта 2024 года, что даст бизнесу достаточно времени для адаптации к новым требованиям, уверены авторы. За нарушения пока не вводят штрафы, но они могут появиться впоследствии, добавили они.

Читайте также:

• Маркетплейсы оштрафуют за продажу книг иноагентов без маркировки
Зато мы боремся с рекламой
Новая норма может провоцировать людей отказываться от платных услуг, предупредили эксперты. То есть подписчик вроде и не против дальше пользоваться сервисом за деньги, но напоминание может повлиять на его решение. Впрочем, если подписка действительно нужна, ее сохранят, сказал «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Государство и сами интернет-сервисы, по его словам, многое сделали, чтобы люди оформляли подписки, а не искали пиратский контент в Сети. Это достижение нужно сохранить. «Около 15—20 процентов пользователей забывают отключить свои подписки, но даже те, кому об этом напоминают, не всегда спешат это сделать», — отметил Муртазин.

Платных подписчиков становится все больше, они в целом меняют индустрию, поэтому компании заинтересованы этих людей сохранить, сказал «Парламентской газете» гендиректор информационно-аналитического агентства Денис Кусков. Подписки россияне любят даже больше, чем рекламу, поэтому выручка от последней ежегодно падает. В 2018 году реклама приносила сервисам 36 процентов выручки, в 2021-м — 15, а в 2022-м — только девять.

Запрет маркетплейсам снимать деньги с удаленных карт эксперты поддержали. Сегодня практикующие это интернет-магазины еще работают, сказал Эльдар Муртазин. Это прямое нарушение закона о том, что только сам человек решает, кому предоставлять сведения о себе, в том числе о своем банковском счете, и когда запрещать обработку этих данных.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/economics/podpischikam-onlayn-servisov-khotyat-napominat-o-spisaniyakh.html

​​​​​​​ttps://www.pnp.ru/economics/podpischikam-onlayn-servisov-khotyat-napominat-o-spisaniyakh.html

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей