Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Учетная запись: как пенсионеров принуждают к покупке ненужных счетчиков В Петербурге полицией задержана группировка мошенников

16.09.2023

Полиция Санкт-Петербурга разоблачила преступную группировку, обманом принуждавшую пенсионеров на кабальные сделки в сфере коммунального обслуживания. Пожилым людям навязывали коммерческие услуги, связанные со сферой ЖКХ, ремонтом, выдавая их за обязательные. Предполагаемого организатора мошеннической схемы задержали в Казани. Подробности — в материале «Известий».

Не будут брать — отключим газ

Многочисленные заявления пожилых петербуржцев на «специалистов», которые по завышенной цене заставили их поменять вполне пригодные стеклопакеты, счетчики и прочее оборудование в собственной квартире, закончились уголовным делом. Полицейские провели обыски в трех офисах мошенников в Санкт-Петербурге, а также в казанском call-центре. По версии следствия, 33-летний организатор незаконного бизнеса управлял работой своих активов из столицы Татарстана. Всего же в схеме участвовало как минимум 17 человек. Также в расследовании фигурируют обособленные подразделения криминальной структуры в Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Воронеже. По данным СМИ, предполагаемые сообщники предварительно обзванивали своих жертв с применением IP-телефонии. Если уговоры давали результат, в жилище приходил «мастер». Также практиковался и поквартирный обход жильцов.

Газ
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Это уголовное дело стало одним из первых в этой сфере, ранее пострадавшим от навязанных услуг приходилось отстаивать свои права в гражданских процессах. Собственно, на этом и зиждилась уверенность «предпринимателей» в собственной безнаказанности.

Схема с проверкой приборов учета коммунальных ресурсов не нова, но в этом году получила еще более широкое распространение. В частности, в Волгограде с заявлением в правоохранительные органы обратились жители сразу нескольких районов города. Мошенники представлялись сотрудниками газовой службы, предъявляя поддельные удостоверения, и сообщали квартиросъемщикам ложные сведения о том, что всех жильцов муниципальные органы обязали поставить приборы, сигнализирующие об утечке газа. Рыночная цена устройства, которое предлагалось купить за 35 тыс. рублей, многократно ниже. В настоящее время по заявлению проводится проверка.

У черта на побегушках: жулики вербуют сообщников среди пенсионеров
Почему пожилые россияне становятся курьерами телефонных мошенников

Главное — напор

По словам источника «Известий» в подмосковной полиции, психологическая техника мошенников особенно эффективна в отношении пожилых граждан, которые привыкли исполнять требования закона и исправно платят за коммунальные услуги.

— Наиболее распространена легенда с проверкой счетчиков водоснабжения, — говорит участковый уполномоченный райотдела полиции. — Человек с «металлическим» голосом (это может быть мужчина или женщина) звонит на стационарный телефон и с укоризной интересуется, почему это жилец до сих пор не вызвал их мастера для сверки или замены прибора. Есть люди, которые теряются в разговоре с таким напористым собеседником, на них и рассчитана схема. Жулик представляется, как правило, сотрудником управляющей компании, муниципальной структуры или госпредприятия, причем вскользь.

Полицейский обращает внимание, что в последнее время мошенники довольно аккуратны в формулировках, чтобы не угодить под уголовную статью, иногда «проглатывают» название структуры, чтобы в будущем (если, например, клиент записывает разговор) минимизировать риски.

Замена
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— За звонящими, как правило, стоит частная фирма или ИП, не располагающие необходимыми разрешениями, лицензиями и сертификатами на свою продукцию. Разумеется, услуги такой конторы обязательными не могут быть по определению.

Он подчеркнул, что доказать преступный умысел крайне сложно из-за того, что человек сам подписывает документы, соглашается на замену или услугу. В некоторых случаях нечистоплотные предприниматели вводят в заблуждение жильцов дома с помощью писем с тревожными штампами «Срочно», «Извещение», «Требование». На конвертах могут быть аббревиатуры государственных и муниципальных структур, а внутри контактный номер для «срочной замены» батарей, окон, счетчиков с агрессивным текстом, содержащим угрозы привлечения к ответственности.

Так, в этом месяце в квартиру 80-летней жительницы Нижнего Новгорода пожаловал электрик «с плановой проверкой», а после осмотра заявил, что требуется обязательная замена розеток. Пенсионерка подписала договор, согласно которому должна была уплатить за замену двух розеток 48 тыс. рублей. Женщина отдала мастеру в качестве аванса все свои накопления — 25 тыс. рублей. После вмешательства СМИ ИП, от имени которого действовал мастер, вернуло деньги пенсионерке.

Пожилой массив: пенсионеры оказались наименее подвержены интернет-атакам
Какие схемы обмана в Сети сейчас используют мошенники

Фокус с водой

Еще один распространенный способ обмана населения — продажа фильтров для воды. В Петрозаводске передано в суд уголовное дело в отношении группы лжекоммунальщиков, которые вынуждали граждан покупать грошовые фильтры за десятки тысяч рублей. Организатором схемы оказалась местная жительница 1973 г.р., зарегистрировавшая для своей деятельности фирму под названием «Водоканал».

«При этом реальная стоимость фильтров и водосчетчиков, которые устанавливались в раковины потерпевших, не превышала двух с половиной тысяч рублей», — говорится на портале mvdmedia.ru.

вода
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Схема аферы с фильтрами эффективно работает во многих регионах страны.

«Протвино. Осторожно, по подъездам ходят мошенники и устанавливают фильтры за 60 тыс. рублей, представляются работниками ЖКХ, двое мужчин и с ними женщина. Их засекли на ул. Молодежный проезд, 4. Будьте бдительны — не дайте себя обмануть. Предупредите своих знакомых и родственников», — говорится в сообщении от 13 сентября в районном чате соцсети.

Как правило, информация о мошенниках оперативно поступает в чаты домов, районные паблики. Быть в курсе локальных событий — один из инструментов обезопасить себя и близких от обмана.

Старики и разбойники: наказание за мошенничество с пенсионерами ужесточат
Помогут ли новые меры в борьбе с преступлениями против пожилых

Мнение юриста

Управляющие компании и авторизованные организации, как правило, не обзванивают жителей и не предлагают провести поверку счетчиков, говорит адвокат Дмитрий Субботин.

рабочие
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

— Например, в Москве таких звонков от легальных коммунальных фирм в принципе не может быть, — объясняет адвокат. — Сроки поверки указаны в квитанциях-извещениях для оплаты коммунальных услуг. Актуальный перечень проверенных организаций, оказывающих услуги в сфере ЖКХ, имеется в офисе управляющей компании.

По словам собеседника «Известий», прежде чем обратиться за услугой о поверке счетчиков, необходимо запросить информацию из управляющей компании и сравнить тарифы на подобные услуги в разных организациях; проверить отзывы о компании в интернете и близком окружении — посоветоваться с членами семьи, друзьями, коллегами.

https://iz.ru/1574065/ivan-petrov/uchetnaia-zapis-kak-pensionerov-prinuzhdaiut-k-pokupke-nenuzhnykh-schetchikov

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей